Форум начинающих писателей

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Форум начинающих писателей » Советы и заметки » Как писать диалоги 2


Как писать диалоги 2

Сообщений 1 страница 20 из 20

1

Отрывок из книги "как написать гениальный роман" Фрэй, про которую я уже говорила на форуме.

Большинство авторов сначала пишут грубый черновик романа, а потом долго над ним работают, добиваясь качественных улучшений. В особенности это касается диалогов. После того как вы написали диалог, его нужно перечитать и ответить на ряд вопросов:

• Присутствует ли конфликт?

• Нет ли банальностей?

• Можно ли его переделать в опосредованный тип?

• Все ли реплики достаточно красочны?

Давайте посмотрим на следующий обмен репликами. Он происходит вечером между Люси и Джо. Джо уволили с должности агента по снабжению. Он не хочет говорить об увольнении Люси. Ей через три месяца рожать, сбережений у них нет. Обмен репликами начинается, как только Джо переступа ет порог:

«Увидев выражение лица мужа, Люси спросила:

— Солнышко, что случилось?

— Ничего не случилось. С чего ты взяла?

— Ты меня не поцеловал, когда вошел.

— Я не в настроении.

— Может, все—таки скажешь, что случилось?

— Чего ты сегодня такая любопытная?

— Может, у меня есть на то право, я ведь как—никак твоя жена.

— Но не начальник!

С этими словами Джо выбежал из комнаты».

Давайте для краткости закроем глаза на то, что в данном диалоге приходится иметь дело со скачкообразным конфликтом.

Теперь начнем работать над диалогом. Мы будем перечитывать строчку за строчкой, каждый раз задаваясь четырьмя вопросами, приведенными выше. Итак, первая строчка:

«Солнышко, что случилось?»

Конфликт имеется? Да. Вопрос, в своем роде, нападение. Люси требует от Джо определенных сведений. Она подталкивает Джо к ответу.

Нет ли здесь банальности? Есть. Тогда как перефразировать вопрос так, чтобы убрать банальщину, сохранив при этом конфликт?

«Что у тебя за выражение лица?» Нет, это еще банальней.

«Солнышко, что ты такой помятый?» Годится? Конфликт есть? Банальности нет? Можно ли переделать реплику в опосредованный тип?

Слово «помятый» применительно к человеку является метафорой. Значит, реплика уже относится к опосредованному типу.

Достаточно ли красочна реплика?

Единственный способ найти ответ — устроить на несколько минут мозговой штурм и попытаться найти вариант получше. Может: «Солнышко, ты выглядишь как сдувшийся шарик». Не нравится? Ладно, оставим в реплике слово «помятый».

Переходим к следующей строчке. Джо отвечает: «Ничего не случилось. С чего ты взяла?» Конфликт? Ну, вообще—то защита, причем вялая. Реплике не хватает красок. Плюс ко всему от нее веет банальностью. Ставим этой реплике «двойку».

Начинаем мозговой штурм. Как насчет: «Все просто сказка»? Слишком банально? Да, отчасти, но спустя некоторое время вы обнаруживаете, что больше в голову ничего не лезет. Так или иначе, новый вариант реплики принадлежит к опосредованному типу, она яркая, в ней мы видим конфликт. Вы решаете оставить ее в таком виде.

После того как вы подобным образом проработали каждую реплику, у вас получится следующее:

«— Солнышко, что ты такой помятый?

— Не знаю, все просто сказка.

— А что тогда не целуешь?

— Простуду подхватил, не хочу тебя заразить.

— Ты не простуду, ты ворчалок подхватил, а ворчалки незаразны.

— Слушай, Люси, знаешь, какое первое правило супружеской жизни? Не надо прямо с порога сразу лезть с расспросами к мужу. Нужно выждать хотя бы тридцать секунд.

— А второе правило: делись своими секретами.

— А третье правило: ты мне жена, а не начальник, поэтому отстань!»

Если вы хотите включить этот диалог в произведение, знайте — над ним еще надо долго работать. Слово «помятый» не совсем подходит, «все просто сказка» звучит не очень естественно. Чем дольше вы будете работать над репликами, тем лучше они станут. Большинство диалогов требует именно такой пошаговой проработки. С каждым шагом вы будете накалять конфликт, вносить больше новизны, яркости и красок. С каждым шагом диалог будет все лучше и лучше.

Заповеди динамичного произведения:

A. Будьте оригинальными.

B. Используйте всю палитру ощущений.

C. Будьте поэтом.

0

2

Daring написал(а):

Слово «помятый» не совсем подходит

Слово " помятый" совсем не подходит. Мятым может быть человек, которого били. Мятым может быть человек с похмелья. Здесь подходит : мрачный, угрюмый, вялый, квелый и  т.д.

0

3

Возможно, в оригинале используется более подходящее слово.

0

4

Возможно, в оригинале используется более подходящее слово.

0

5

Нафиг конфликт в диалоге? Если писатель отчетливо представляет характеры героев -он знает, как они будут реагировать на события и что скажут. Через их диалог читатель увидит их характер. Не диалог - основа, основа - характеры героев, а диалог лишь следствие.
Че за хрень ''вопрос - это нападение''? Если человек воспринимает вопрос построннего человека ему как нападение - он неврастеник. Хотя, ладно. Большинство людей больные, из них много читателей. Им понравится такой подход.
Конфликт - это когда приходишь домой, а жена тебе под нос квитанции за коммуналку, трехчасовой рассказ о том, как она ходила по магазинам и чего накупила. А ГГ уволили с работы. Вот это конфликт. Но в восприятии читателя. Я, конечно, люблю подавать все пафосно, из крайности в крайность, но это показывает характер героей в нескольких строчках, а не превращается в длинное скучное повествование. И не важно что герой чувствует, важно- как он поступает (не в жизни, а в книге). Один чувствует боль и шутит, другой чувствует боль и скулит. Характеры просматриваются.
Интриги нет. Чувака уволили с работы. О, даже предположить нельзя что он будет делать дальше. Ежу понятно, будет искать работу. От приведенного диалога гг оставляет ощущение серенького, неинтересного никому человека. Банально. То ли дело, Стив Джобс. ''Это не мой ребенок! Убирайся из моего дома! ''. Оригинально? Да.

0

6

Martin, Ваша длинная пространная реплика - типичное нападение :)

0

7

Voden,
Нападение?  Не, я не делю поведение на нападение и оборону. Просто разные взгляды. Разные подходы, и вот он - конфликт! Шутка.
Я не считаю, что написав банальный черновой диалог, мне нужно сидеть и думать как можно привнести в него конфликт. Тут скорее характеры не до конца продуманы и я не знаю что скажет герой на то или иное событие. Если у меня будет в книге 20 диалогов и в каждом у героя будут проявляться разные и противоположные черты характера, только для того чтобы диалог был конфликтным, то образ гг размоется. ''-Почему у вас в одном диалоге герой мямля, а в другом такая жесткая непреклонная личность? - спросит меня читатель. -Потому что мне нужно было чтобы был конфликт в диалоге  и там вышло так что кроме героя некому было быть мямлей- отвечу я''.  Нет, герой будет вести диалог в соответствии со своим характером, а не диалог будет диктовать образ собеседника!
Диалоги могут быть бесконфликтные, но эмоцинально наполненные. Беседа влюбленных, обсуждение смешной ситуации , собрание обманутых вкладчиков и т.д. Конфликт не критерий.

0

8

Если в диалоге нет конфликта - нужен ли он?
Ведь тогда динамичность текста резко "проседает".

Вот приведите мне пример парочки таких безконфликтных диалогов?

0

9

Я редко читаю художественную. Больше научную. Поэтому не могу привести пример. Мог бы из своей, но не хочу пока.
Да, без конфликта сюжет провиснет. Но..сюжет!  А не диалог!  Я против этого подхода что конфликт нужно применять в отношении диалога, и там должна быть ругань, несогласие.
К примеру, Этот Джо мог идти домой и думать, что у него ситуация, которая его к чему то толкает. Что весь его жизненный опыт потерпел крах, он не может им руководствоваться, если он будет делать все то же самое - он опять будет иметь тот же результат. Ну, устроится он опять на работу, через год, два, пять его опять уволят. И что? Надо что-то менять, и менять в себе.

''- Дорогой, что-нибудь случилось? - спросила Люси ставя перед Джоном тарелку супа. -Ты какой-то молчаливый.
Джон напрягся и попытался улыбнуться.
- Нет, все в порядке. Крис заключил крупный контракт с Фордом, а Люк отправил в Канзас два вагона амортизаторов, хотя они заказывали рессоры.
- Ну, в этом весь Люк - Люси улыбнулась, - А чем занимался ты?
- Я? Ну....я полдня  возился с декларациями, потом съездил в Первый национальный банк, отвез счета. Кстати, они построили огромный офис на месте ранчо дяди Тома. На это стоит посмотреть. Потом позвонили из Ттд, и я два часа потратил на выяснение куда бухгалтерия дела договор. Вообщем то все.
Люси притворно надула губы.
- Да? Я думала, что ты весь день думал обо мне.
Джо чертыхнулся.
- Черт, все время забываю правильный ответ. Конечно, я весь думал о тебе. И о нашем сыне.
Люси засмеялась. Джо помешал ложкой в супе.Он принял решение.
-Знаешь, Люси, я тут подумал, что надо менять что-то в жизни.
-ну, если ты так думаешь, то почему бы и нет. И что именно?
- Я пока думаю. Когда будет что-то определенное, я расскажу.
Поздно вечером джо достал из чулана старый винчестер и вязанную шапочку. Первый национальный банк? Почему бы и нет.

Отредактировано Martin (19.10.2013 00:28:44)

0

10

Ммм... Думается мне, что вы несколько узко трактуете понятие конфликта :)
Ведь конфликт - не только внешняя ругань и ссора, бывает и внутренний конфликт - когда под воздействием беседы с кем-то в человеке щелкает и он идет по жаркому Нью-ЙоркуЛос-Анджелесу на день рождения к сынудочери, по пути прибегая всё к большему насилию.

Кстати, и в вашем отрывке есть конфликт. Даже несколько. Правда, все они довольно размытые и не показывают, как именно Джо дошел до мысли грабить банки.

Отредактировано Voden (20.10.2013 18:43:50)

0

11

Да, скорее всего, дело в разном понимании самого определения ''конфликт''. Но если каждый вопрос понимать как нападение, то абсолютно любой диалог несет конфликт. При этом Фрэй в своем примере считает, что если крикнуть ,,Остань, ты мне не начальник'' и уйти, убежать от травмирующего разговора и от проблемы - то вот это конфликт (т.е. именно ругань и злость ).

Кстати, это был не Нью-Йорк, а Лос-Анжелес. И он шел на день рождения дочери. Если я правильно понял.

0

12

Тут Daring выложила еще кусочек из книги, пытаясь раскрыть понятие конфликта.

Думаю, лучше нам обоим эту книгу всё же прочитать, чтобы понимать, что пытается донести до нас её автор, а не спорить об оттенках смыслов :)

З.Ы. Да, это "Falling Down".

0

13

Voden,
Разумно :-)
Но подискутировать с вами было приятно. Во всяком случае, взгляд со стороны открыл мне что я ''толстокож'' к восприятию конфликта, а, Высоцкий вроде, говорил, что поэт это как оголенный нерв.

0

14

Voden написал(а):

Если в диалоге нет конфликта - нужен ли он?Ведь тогда динамичность текста резко "проседает".
            Вот приведите мне пример парочки таких безконфликтных диалогов?

"  - Теперь, дедушка, следует _двинуть от всех скорбей_, - говорил Бенелявдов Гороблагодатскому.
      - То есть _столбуху_ водки, яже паче всякого глаголемого бога или чтилища?
      - В _Зеленецкий_ (кабак) _дерганем_.
      - Только вот что: первая перемена Долбежина.
      - Так что же?
      - Заметит - _отчехвостит_ (высечет).
      - С какой стати он заметит?
      - Развезет после бани-то натощак.
      - А мы сначала потрескаем, а потом разопьем одну лишь _штофендию_.
      - А, была не была, идет!
      - Так _наяривай_ (действуй), живо!"

"толпа любопытных обступила их. Комедо был парень лет девятнадцати, высокого роста, худощавый, с старообразным лицом, сгорбленный.
      - Условия?
      - Не стрескаешь - за булки деньги заплати, а стрескаешь - с меня двадцать копеек.
      - Давай.
      - Смотри, ничего не пить, пока не съешь.
      Вместо ответа Комедо стал уплетать белый хлеб, который так редко едят бурсаки.
      - Раз! - считали в толпе. - Два, три, четыре...
      - Ну-ка пятую...
      Комедо улыбнулся и съел пятую.
      - Хоть на шестой-то подавись!
      Комедо улыбнулся и съел шестую.
      - Прорва! - говорил Тавля, отдавая двадцать копеек.
      - Теперь и напиться можно, - сказал Комедо.
Достали ломоть хлеба и масла достали.
      - Ну-ка попробуй!
      Он съел.
      - А еще?
      - Горбушку с кашей съел бы.
      Добыли и горбушку. Его кормили из любопытства. Он съел и горбушку.
      - Эка тварь!.. Куда это лезет в тебя, животина ты эдакая! Скот! Как ты не лопнешь, подлец?
      - А что брюхо? - спросил кто-то.
      - Тугое, - отвечал Комедо, тупо глядя на всех...
      - Очень?
      - Пощупай.
      Стали брюхо щупать у Комеды.
      - Ишь ты, стерва!.. как барабан!..
      - А что, два фунта патоки съешь?
      - Съем.
      - А четыре миски каши?
      - Съем...
      - А пять редек?
      - А четыре ковша воды выпьешь?
      - Не знаю... не пробовал... Я спать хочу...
      Когда он напился, его спрашивали:
      - А еще можешь съесть что-нибудь?
      - Хлеба с маслом съел бы."

0

15

1 диалог
Бенелявдов уговаривает Гороблагодатского "хлопнуть по рюмашке", тот сопротивляется, но в конце-концов поддается на уговоры.

2 диалог
Тавля спорит с Комедо - сожрёт тот всухую пять булок без масла или нет.

0

16

Хорошо, Воден, примеры неудачные.

Тогда другой диалог из классического произведения:

"- А как вы нашли нашего губернатора? - сказала Манилова.
- Не правда ли, что препочтеннейший и прелюбезнейший человек? -
прибавил Манилов.
- Совершенная правда, - сказал Чичиков, - препочтеннейший человек. И
как он вошел в свою должность, как понимает ее! Нужно желать побольше таких
людей.
- Как он может этак, знаете, принять всякого, блюсти деликатность в
своих поступках, - присовокупил Манилов с улыбкою и от удовольствия почти
совсем зажмурил глаза, как кот, у которого слегка пощекотали за ушами
пальцем.
- Очень обходительный и приятный человек, - продолжал Чичиков, - и
какой искусник! я даже никак не мог предполагать этого. Как хорошо вышивает
разные домашние узоры! Он мне показывал своей работы кошелек: редкая дама
может так искусно вышить.
- А вице-губернатор, не правда ли, какой милый человек? - сказал
Манилов, опять несколько прищурив глаза.
- Очень, очень достойный человек, - отвечал Чичиков.
- Ну, позвольте, а как вам показался полицеймейстер ? Не правда ли, что
очень приятный человек?
- Чрезвычайно приятный, и какой умный, какой начитанный человек! Мы у
него проиграли в вист вместе с прокурором и председателем палаты до самых
поздних петухов; очень, очень достойный человек.
- Ну, а какого вы мнения о жене полицеймейстера? - прибавила Манилова.
- Не правда ли, прелюбезная женщина?
- О, это одна из достойнейших женщин, каких только я знаю, - отвечал
Чичиков"

0

17

Вот, теперь конфликта вроде нет.
Но почитаем чуть выше описание этого самого Манилова:

В первую минуту разговора с ним не можешь не сказать: «Какой приятный и добрый человек!» В следующую за тем минуту ничего не скажешь, а в третью скажешь: «Черт знает что такое!» — и отойдешь подальше; если ж не отойдешь, почувствуешь скуку смертельную. От него не дождешься никакого живого или хоть даже заносчивого слова, какое можешь услышать почти от всякого, если коснешься задирающего его предмета. У всякого есть свой задор: у одного задор обратился на борзых собак; другому кажется, что он сильный любитель музыки и удивительно чувствует все глубокие места в ней; третий мастер лихо пообедать; четвертый сыграть роль хоть одним вершком повыше той, которая ему назначена; пятый, с желанием более ограниченным, спит и грезит о том, как бы пройтиться на гулянье с флигель-адъютантом, напоказ своим приятелям, знакомым и даже незнакомым; шестой уже одарен такою рукою, которая чувствует желание сверхъестественное заломить угол какому-нибудь бубновому тузу или двойке, тогда как рука седьмого так и лезет произвести где-нибудь порядок, подобраться поближе к личности станционного смотрителя или ямщиков, — словом, у всякого есть свое, но у Манилова ничего не было.

Не правда ли, столь бесконфликтный диалог как нельзя лучше поясняет суть Манилова, а также пустопорожность светских бесед? :)
Я никогда не утверждал, что всякий диалог должен быть обязательно с конфликтом.

0

18

Voden написал(а):

Я никогда не утверждал, что всякий диалог должен быть обязательно с конфликтом.

Но сомневался,  нужно ли такие диалоги вставлять в текст:

"Если в диалоге нет конфликта - нужен ли он?Ведь тогда динамичность текста резко "проседает"."

0

19

В данном конкретном случае у Гоголя использование бесконфликтного диалога, скорее всего - намеренный прием.
И суть сей долгой беседы - именно в том, чтобы придти к пониманию, что диалог без конфликта снижает динамичность. Навевает скуку. Он есть переливание из пустого в порожнее.
И в большинстве случаев его лучше либо переделать в диалог с конфликтом, либо заменить на пару-тройку фраз описания сути разговора - чтобы сделать текст более энергичным. Но иногда...

0

20

Voden написал(а):

либо заменить на пару-тройку фраз описания сути разговора - чтобы сделать текст более энергичным. Но иногда...

А я вот диалоги намного больше люблю читать, чем описание.   Манилов, конечно,  гротеск, но есть и другие примеры. Возьмем самые известные романы Дюма. Там на 600-800 страниц 2/3 диалогов. И далеко не все конфликтные. А читается легко. Хотя здесь еще и от перевода многое зависит.

0


Вы здесь » Форум начинающих писателей » Советы и заметки » Как писать диалоги 2