Форум начинающих писателей

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Форум начинающих писателей » Малая проза » Вокруг Самотлора (Запах багульника) повесть начало


Вокруг Самотлора (Запах багульника) повесть начало

Сообщений 1 страница 2 из 2

1

Пролог:
"Самотлор" -крупное, мелководное озеро в Нижневартовском р-не Тюменской Области. Под ним и вокруг него  самое большое месторождение нефти Советского Союза. Разработка его вызвала бурное развитие севера Западной Сибири. В заболоченной тайге выросли крупные города: Нижневартовск, Сургут, Мегион, Нефтеюганск, Лабытнанги и целый ряд других. За десять-пятнадцать лет население Тюменской области выросло почти на два миллиона человек.                                                                     ______________________________________________________________________________________________________________
Пока был молод, круг общения был замкнут средой себе подобных; но замечал, что пассажиры троллейбуса №1, проходящего через центр  и №12, идущего по окраинам, разительно отличались. С возрастом научился определять, что человек собой представляет и поражался многообразию типажей.                                                                                                                                                    Особенно удивительный  "коктейль" людей, со всей страны, был встречен в Западной Сибири во время освоения Самотлорского месторождения. Я поехал зарабатывать на автомобиль и "задержался" на пятнадцать лет.
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------
                                              Глава 1  -прораб 
1.1  "Охмурили."                                                                                                                                                   
Наивно полагая, что ведущий специалист в области разработки радиоаппаратуры легко и с радостью буду принят "Пионерами" освоения нефтяных богатств страны,  предложил свои услуги Тюменскому управлению, с привлекательным названием "Востокпромсвязьмонтаж". Где меня быстро снабдили  бесплатным билетом в г.Нижневартовск (тысяча километров на Север от Тюмени).  Пообещали  - буду обеспечен жильем и очень интересной работой.   "Вас  там встретят и определят" -заверили меня.
          Ошеломленный, смотрел в иллюминатор самолета на сплошную зелень тайги внизу, в которой все чаще стали проблескивать вкрапления озер и постепенно ландшафт стал напоминать пчелиные соты неправильной формы. Узкие перемычки  это тайга, а блестящее это вода. Наступили сумерки и зрелище стало еще фантастичнее. На перемычках, до горизонта, горели де-сятки костров. Не сразу дошло -факела, сжигают сопутствующий газ ; я читал о них, но не думал, что в таких масштабах. Это продолжалось не менее получаса полета. То есть сотни километров?
          Наконец, самолет приземлился. Кроме фонарей посадочной полосы и тусклых отблесков от ветхого строения никаких огней не было. В темноте угадывался  десяток вертолетов. Толпа пассажиров пошла к бараку аэропорта. Я с ними. Воздух прохладен, даже слишком для августа, с резким запахом хвои. Понятно, что хвойные породы здесь преобладают, но почему так сильно пахнет?  Я тогда не знал, что такое багульник. Им пахнет вся Сибирь до умопомрачения. С запахом хвои успешно конкурировал сильный запах солярки. Оставшуюся часть "атмосферы" заполняли комары и гнус. От этого "букета" начала болеть голова.
          Прилетевших становилось все меньше. Мне объяснили:  рейсовых автобусов нет;  дорога одна, только в Нижневартовск;  садись, не спрашивая, на любую технику;  выйдешь в центре, а там доступно все пешком.
По дороге из бетонных блоков, резко проваливаясь во многочисленные выбоины и объезжая непреодолимые препятствия, в грохочущей толпе грузовиков и прочей непонятной гигантской техники, смесь автобуса и тягача "Урал"доставила меня к началу улицы "Пионерской". Ехать было настолько не комфортно, что я практически не замечал ничего вокруг.
А как пешехода, поражало все :
-Улица, застроена двухэтажными домами из почерневшего деревянного бруса. Перед каждым домом огромная лужа и завалы хлама.
        -Деревянный тротуар, отдельные доски которого прогнили и провалились, а отдельные грозили сделать то же под твоими ногами.
        -Прохожие, странно одеты в засаленные ветровки прочного брезента   и странно обуты в неимоверно грязные болотные сапоги. У одних они подняты до самого паха, у других верхняя часть опущена до низа, а у некоторых, ниже колена, интеллигентная "скаточка". Позже я понял, -сапоги необходимость, оступившись ты рискуешь провалится , хорошо в воду, а то в грязь по "самое, это самое".
        -Странные  деревца, росли изредка. Березы и хвойные со сломанными верхушками. Потом я узнал, что это нормально на болотистой почве…

В конце улицы "Пионерской" стоял одинокий прямоугольник из труб . Это - въезд, а сверху прямоугольника неаккуратно вырезанные сваркой буквы : "Востокпромсвязьмонтаж ", и  ниже: "Му-4". Т.е. монтажный участок № 4 -цель  путешествия. По периметру двора стояло несколько вагончиков с надписью "Минстрой" в которых жили люди, судя по бельевым веревкам и раз-бросанной утвари. Прямо, большое одноэтажное строение -контора. Несколько помещений с воротами ,вероятно, гаражи.
         Из вагончика вышел человек. Обут в те же болотники сверху фуфайка. Выглядел он как-то, не то, чтобы невзрачно, а до крайности просто.  Удивила очень белая кожа без намека на загар. Одним словом ,сермяжный мужичок с глухой Уральской деревни, как потом выяснилось.
-Надобен кто? -спросил он , с интересом глядя на меня.
-Кто ни будь из руководства ,-отвечаю.
-Владимир Иванович, поди, скоро будут.
         Разговорились, познакомились, это оказался не кто ни будь, а сам личный водитель моего будущего шефа Растилов  Слава. В речи его масса словечек значение которых я знал, но никогда  не употреблял и не слышал, чтобы их произносили: "откуль", "пошто", "резон", "ведро" и т.д.  Думаю, я тоже шокировал его своим городским видом и южно-Российским  "Г..".

Коренного населения город практически не имел. Половина приезжих со всех концов Союза говорила на массе своих диалектов, а остальную полови-ну (примерно поровну) составляли Украинцы и Татары.

Появился  шеф. Довольно прилично одетый, щупленький мужчина лет сорока, весь кругленький. Если так можно выразиться, копия Йозеф Швейк только  похудевший. Он сразу понял кто я, спросил: "Новый прораб?" Затем добавил: "Колов Владимир Иванович", -протянув руку.
Я тоже представился. Пошли к нему в кабинет. Начали с главного -жилье, работа жене, детский сад ребенку.
   -Пока гарантирую только работу тебе,- огорошил меня он.
           -Мне, в Тюмени, сказали жильем буду обеспечен.
           -Много они там понимают. Есть вагончик, где жил твой предшественник, но его захватили бичи (бомжи) ,попробуй еще их выселить. В ближайшие дни найду тебе временное жилье одному, пока с бичами разберемся, а пару дней у моего водителя поспишь. А сейчас, если не устал, поехали пока-жу твои объекты.
Слава подал шефский транспорт.
            За пятнадцать лет на Севере я достаточно видел экзотической техники, но Газ-59 (козлик) с брезентовым верхом, с удлиненным капотом как у Газ-51 -чудо. Изнутри он был "обшит" несколькими слоями байковых одеял для утепления. Подушки сидений из толстой пористой резины, от грузовиков, покрыты неимоверно засаленным старым ковром. Под ногами ворох промасленных тряпок. Садится в него чисто одетым нельзя, но у меня не было выбора.  Естественно, иностранного слова "амортизация" ветеран нашего  автопрома не знал, но у него было неоспоримое и определяющее преимущество  -высокая проходимость. Я был поражен, как он преодолевал горы песка и строительного мусора, перемещаясь внутри строящихся микрорайонов. Колов показывал новостройки называя номера домов и генподрядных управлений, совершенно непонятно зачем.
-Подожди,- сказал я, а при чем здесь "Промсвязьмонтаж"?
-"Промсвязьмонтаж"- это слаботочные кабельные сети: радиофикация, телефонная проводка, кабельная разводка от коллективных телеантенн, в жилых домах в частности,- шокировал меня ответ.
Вот так попал я на "очень интересную работу".

Вечером Слава любезно пригласил меня переночевать в его персональном вагончике. Он с гордостью объяснил происхождение характерного запаха в его жилище. Оказывается, поскольку у него маленький ребенок, в "предбаннике" он вырыл яму для отправления естественных потребностей; для доступа к ней надо поднять кусок фанеры. Забегая вперед, скажу, что остальное население нашего МУ-4, пользовалось обычным вариантом "гей Славяне" на улице. Зимой обязанностью мужчин было скалывать "сталагмит", норовящий подняться до уровня отверстия. Что характерно, даже при минус 50-ти, когда процесс замерзания происходил практически мгновенно, запах не исчезал.

1.2  "План -закон!"
"Введение в курс" времени много не заняло. На трех отдельных листочках были перечислены: объекты которые сейчас в работе, объекты ближайшей перспективы, и незавершенные. Круг обязанностей был не широк.
Во первых:  проинструктировать и отправить рабочих, снабдив их материалами и инструментом. Через  два-три часа обязательно проконтролировать выполняют ли они порученное, так как постоянно норовят сбежать с работы или сделать не то.
        Во вторых:  проехать в ОКСы  Заказчиков, к так называемым кураторам, с целью подписания бумаг на фактически или как бы выполненные работы. Подписанная "процентовка" это деньги на счете участка которые использовались на зарплату и  материалы, а остальные переводились Тюменскому управлению, где целая свора  "счетоводов" рассовывала их по только им известным таинственным путям.
         В третьих:  постоянная мука написания нарядов на зарплату. Искусство прораба заключалось в умении, строго по нормам и расценкам, "высосать из пальца" максимум оплаты за фактически не выполненную работу. Но при этом, формально, все должно выглядеть абсолютно честно.

0

2

Валерий написал(а):

пассажиры троллейбуса №1, проходящего через центр  и №12, идущего по окраинам, разительно отличались.

возможно наивно и избито, но мне понравился

Валерий написал(а):

"Пионерами"

почему в кавычках?

Валерий написал(а):

с привлекательным названием "Востокпромсвязьмонтаж". Где меня быстро снабдили  бесплатным билетом в г.Нижневартовск (тысяча километров на Север от Тюмени).

одним предложением. И слишком много ненужной информации.

Валерий написал(а):

 "Вас  там встретят и определят" -заверили меня.

после "определят" запятая

Валерий написал(а):

де-сятки

десятки

Валерий написал(а):

"букета"

без кавычек

Валерий написал(а):

Ехать было настолько не комфортно, что я практически не замечал ничего вокруг.

комфорт не мешает наслаждаться окрестностями

Валерий написал(а):

-Деревянный тротуар, отдельные доски которого прогнили и провалились, а отдельные грозили сделать то же под твоими ногами.
        -Прохожие, странно одеты в засаленные ветровки прочного брезента   и странно обуты в неимоверно грязные болотные сапоги. У одних они подняты до самого паха, у других верхняя часть опущена до низа, а у некоторых, ниже колена, интеллигентная "скаточка". Позже я понял, -сапоги необходимость, оступившись ты рискуешь провалится , хорошо в воду, а то в грязь по "самое, это самое".

зачем через тире? Это художественное произведение, а не опись с перечислением

Валерий написал(а):

полови-ну

половину.

Очень нудно. Не смог осилить до конца.

0


Вы здесь » Форум начинающих писателей » Малая проза » Вокруг Самотлора (Запах багульника) повесть начало