Форум начинающих писателей

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Форум начинающих писателей » Крупная проза » ОБ ИДЕЯХ (Советы авторам)


ОБ ИДЕЯХ (Советы авторам)

Сообщений 1 страница 30 из 50

1

Название: ОБ ИДЕЯХ
Жанр: Советы писателям
Ограничение по возрасту: 1,5+
Стадия: Окончено
Аннотация: Данный текст после доработки предполагаю разместить в раздел "Советы и заметки". Если есть непонятные моменты, ошибки в тексте, прошу указать на них. Буду благодарен)

Представьте себе пирамиду.
Огромное, крепкое сооружение, которое простояло тысячи лет и его до сих пор не растащили туристы на сувениры. Стоит, как гора.
Но пирамида вытесана не из одной монолитной глыбы. Её составляют каменные блоки разной формы, но тесно уложенные друг к другу. И вот эти части целого как раз являются идеями для «пирамиды» нашего рассказа, повести или романа.
Что же это такое – идея?
Это всё, что вам покажется интересным и стоящим. Например, я использовал в качестве образа для произведения пирамиду – это идея. Но идея также и то, что я пишу этот текст не формально, а литературно. И даже моя откровенность на этот счёт – идея. Хорошая или нет, уже другой вопрос, но, надеюсь, вы уловили ход мыслей.
Хорошо, идеи есть, а как их различать? Сколько и куда нужно, в каких пропорциях?
Пожалуй, стоит начать с самого начала. А с чего начинается пирамида? С основания? Отнюдь.
Когда фараон решает построить себе столь величественное сооружение, он обращает свой взор не в глубину, а ввысь. К своим богам, к звёздам и к вершине будущей пирамиды, которая тянется в небо и блестит в лучах Ра. И думает он о том, как его имя отзовётся в веках.
А для чего автор строит свой текст? Опустим его личные мотивы: желание быть признанным писателем, зарабатывать деньги или самоутвердиться. Перейдём к самому тексту, к тому, что он хочет выразить им, показать.
Месть показать? Да, месть – это яркая звезда, которую можно подвесить на небосводе, чтобы было к чему тянуться пирамиде. Но разве на небе одна звезда и нет созвездий? Месть, заносчивость, обида, импульсивность и другие чувства на любой вкус. И вы вправе двигать эти яркие точки, выбирая форму созвездия по своему усмотрению, делать их тусклее и ярче. Однако на ночном небе видны тысячи звёзд… И тут очень важное замечание – количество «звёзд» напрямую зависит от объёма текста. Если это пару строк, туда невозможно втиснуть много эмоций. А если и получится, то в итоге работа будет тусклой. Лучше сделать одну звезду, но чтобы она сияла, как солнце.
А если текст большой, то без оттенков чувств никак. 
Почему такой упор на эмоции? Так ведь они главные! А сюжет, персонажи, красивые сравнения, диалоги – это лишь сооружение, которые позволит читателю взобраться ближе к своему счастью, горю, наслаждению, грусти, любви, к своим «звёздам».
Вон там вверху, видите? Там не автора звёзды. Даже в нашем воображении они принадлежат читателю, и великая миссия – показать их разноцветный блеск тому, кто пробежится глазами по чёрно-белым строкам.
Итак, эмоции читателя – ваша цель. Пишете вы о приключениях, о войне, о романтических делах, о магии, всё это должно вызывать эмоции, неважно как: через переживания персонажа в тексте или через шутку в словах автора.
Давайте для примера возьмём две Звезды: обида и месть. Они будут для нас путеводными.
Нужно так написать, чтобы эти чувства возникли у читателя. И обида, и желание отомстить.
И ведь так выходит порой, читатель даже не понимает, что конкретно испытывает персонаж, и почему, а тут он должен проникнуться, прочувствовать, как будто сам живёт внутри истории. Теперь понимаете, насколько далеки эти «звёзды»? Они недостижимы, но наше воображение и выразительность позволит читателю к ним немного приблизиться.
Кстати, о воображении.
Вот мы уже мысленно находимся на самой вершине будущей пирамиды. Что нам видно с огромной высоты? Всё! И на очень большом расстоянии. Вокруг пустыня, оазисы, реки, а дальше горы и леса, моря, океаны и тучи на горизонте. Это мир, где происходят события, его законы природы, география, геология, климат в конце-концов.
Можно придумать свой уникальный Мир или наш реальный использовать. Без разницы. Надо лишь, чтобы он соответствовал звёздам. То есть, нужна такая среда, где они могут существовать. Например, месть не очень себя хорошо чувствует в мире с розовыми облаками в виде зайчиков и радугой из сахарной ваты.
Обычно проблем соответствия на такой высоте не возникает. Тем более, эмоции при должной сноровке присвоить можно даже камню. Придумывайте ваш Мир (вселенную), не стесняясь.
В нашем примере для удобства возьмём планету Земля на задворках галактики Млечный Путь. Самая обычная планетёнка, несмотря на мнение её обитателей.
Когда нам надоело оглядываться, напрягая зрение на дальние расстояния, мы спускаемся с вершины пониже, ближе к земле. А ведь помните, у нас ещё нет пирамиды? Мы создаём её в воображении, рисуем проект. И нам не нужно карабкаться по кирпичам, сбивая коленки и сдирая ладони. О нет, мы, как птицы, сложившие крылья, падаем вниз. А вот, кстати, и настоящая птица парит. Мы задерживаемся рядом с ней, проводим её взглядом.
Да, в этом мире явно есть обитатели. Какие они? Наверняка такие, что приспособились к жизни в нём. Скажем, лысой костлявой жабоящерке буден не комфортно на холодном полюсе, а мохнатому жирному бизонопсу в жарком болоте. Если конечно они не приехали туда по турпутёвке.
Люди, гномы, эльфы, русалки, домовые, гномы-русалки, эльфы-домовые… Главное, чтобы это соответствовало тем условиям, в которых они находятся. Для гномов-русалок это подгорные озёра и реки, как вариант, а эльфов-домовых Роулинг уже неплохо описала.
То есть, Мир находится на самой вершине. Мы спустились ниже и различили тех, кто копошиться внизу: люди на верблюдах, крокодилы в реке или горные козлы сами понимаете где. Давайте назовём это обитаемым уровнем.
Звёзды, уровень Мира и уровень Обитателей.
Таким образом, у нас уже есть: обида и месть (Звёзды), мир Земля (уровень Мира) и твари его населяющие (Обитатели).
Надеюсь, вы не запутались, потому что, чем ниже, тем сложнее.
Складываем воображаемые крылья и не останавливаем пикирование до тех пор, пока не различим то, что наши обитатели делают. Стоп, хватит.
Мы теперь видим не только виды, расы, нации, народы или то, как они мигрируют, воюют, выживают, но уже различаем в общей массе отдельные личности. Их характеры. А что такое Характер? Это действия или бездействия отдельного героя. И в первую очередь его выбор между первым и вторым. Нет выбора – нет Характера. Поймите меня правильно, поддаться течению событий тоже выбор (бездействие), но когда герой поступает тем или иным образом без оснований, просто так, вот это как раз отсутствие выбора.
Персонажу будто не доверяют, мол, пускай он живёт по сценарию, не имея собственного мнения. К примеру, нужно помочь старушке перейти дорогу. А может, герой не хочет помогать ей, а? У него и времени нет, и зуб болит, и начальник – самодура, и вообще, старушек развелось ни пройти, ни проехать. Но уж если помог, хотя ему и неудобно, тогда, согласитесь, это говорит о нём, как о волевом человеке, человеке с принципами.
И у нас проявляется новый уровень – Характер. Он выражается в выборе. Мы взяли пример, где молодой человек помог старушке перейти дорогу. Он выбрал между тем, чтобы успеть на работу и тем, чтобы старушка легко добралась на другую сторону улицы. Достойный поступок, согласитесь.
А как дряхлая старушенция его отблагодарила? Вмазала с размаху клюшкой по макушке, да не себе, а тому, кто помог ей.
И если раньше вы не понимали ясно, что имеется в виду под Звёздами, взгляните сюда, на эту каргу и этого святого паренька.
Разве не возникает обида: ну, как так? он же рискнул вызвать гнев начальства, но сделал доброе дело! Душу открыл, а туда плюнули. А потом возмущение. Ах так, да? Смотри, карга, я в долгу не останусь. И затаил обиду. Месть – блюдо холодное.
Ходил, выслеживал, изучал. Опять же его выбор – мог в кино отправиться, пивко попить с друзьями, ан нет, за старухой наблюдает – маньячина. Но не будем к нему строги, уж слишком глубоко задела его старая. И оказывается, не одного его. Вечно кому-нибудь ноги обтопчет, сумками грязными испачкает брюки прохожему, а в метро её не обойти даже.
И вот заприметил наш герой, что по-доброму она относится лишь к своим соседкам: подкармливает их семечками, пирожками и слухами (а были они ой как любопытны), смеётся над их шутками и ни разу – ни разу! – не обозвала их плохим словом.
Вот паренёк и придумал план. Написал письмо, будто от знакомой карги из другого города, о которой карга много рассказывала соседкам. А потом притворился племянником знакомой и вручил соседкам, мол, не знаете ли такую каргу батьковну. Ах соседки её… тогда передайте записку и конфетки.
И вот они, любопытные, уже читают незапечатанное письмо. А там о них такое! И в том ракурсе, что именно карга так думает плохо о соседках, а знакомая лишь соглашается и сочувствует. О-о-ой, что будет…
А будет месть. Сладкая. Парень теперь сможет спасть спокойно по ночам, не думая о всяких старушках. Ну, разве что иногда, и при этом довольно улыбаясь.
Вы заметили, насколько больше текста я потратил, чтобы описать уровень Характера? Это происходит потому, что пирамида расширяется к низу. Я же писал – чем ниже, тем сложнее. Но мы ведь не робкого десятка, правда?
Звёзды, Мир, Обитатели и их Характеры, а мы вновь спускаемся. И в общем гаме и шуме к нам начинают доноситься отдельные голоса – Диалоги. Мы у самого горячего песка и обращаем своё внимание на окружение.
Разговоры, шутки, смех, дружеские объятия и злые тычки локтями, беседы в тёмном прохладном углу навеса и громкая перепалка на жаркой площади. Жизнь кипит рядом с будущей стройкой.
Вы можете задать справедливый вопрос: «А какое отношение имеют к диалогам телодвижения персонажей и обстановка на улице?». И я отвечу: «Прямое отношение». Почему? Да потому что на этом уровне живёт читатель. Потому что именно с ним происходит Диалог: репликами персонажей, их мимикой, их жестами, описаниями прилавков на рынке и погоды на улице.
Автор общается с воображением читателя, а воображение в свою очередь передаёт образы всем органам чувств. Зрительные, звуковые и осязательные образы:
«Андрей торопливо шёл вдоль шоссе. Машины стояли в пробке, а некоторые ещё и сигналили, добавляя в утренний час пик нотку агонии. Шум двигателей, гам прохожих, дребезжание кондиционеров, которые пытались прогнать нарастающую жару в кафешках и ресторанах. Весёлое утро.
Звонок на мобильный.
– Андрюх, ты где? – спросил раздражённый голос.
– Та блин…
Андрей чуть не уронил телефон – на тротуарах тоже было тесно, все так и норовили плечом задеть.
– Алло?
– Проспал я.
– Мы же договаривались спецификацию проверить. Ну, ты чего?!
– Да бегу я, бегу.
Андрей сбросил вызов и ускорил шаг.
Сегодня приезжают клиенты в офис для подписания договора, а приложение к нему ещё не до конца согласовано. Да уж, хорошее он впечатление произведёт на партнёров в мятой, грязной, вчерашней рубашке и с непроверенными данными».
Вот он наш герой, мчится навстречу своей обиде. Читатель так близко к нему, что слышит слова из динамика телефона, видит складки на одежде и грязный от шеи воротник.
Кстати, Андрей спешит. Почему? Мне просто захотелось изобразить его таким? Нет. Я ввёл спешку с определённой целью, и цель эта – сделать акцент. То есть, показать что-то более выразительно и явно. В нашем случае черту его характера – самопожертвование. Помните, в уровне Характера я писал, что парнишка помог старушке несмотря на своё неудобство. Вот Диалог и должен показать саму ситуацию, чтобы читатель понял, кто такой этот Андрей. И заметьте, я не пишу слово «самопожертвование», но читатель должен «прочитать» его по Диалогу и представить не только характер, но и все вышестоящие уровни: Характер, Обитатели, Мир и в конечном итоге Звёзды.
А пока взгляните на Андрея внимательней, он и сейчас нам пытается что-то показать.
«Андрей в нерешительности остановился у «зебры». Ему нужно было идти вдоль шоссе, но около светофора топталась старушка и с опаской глядела на автомобили. Те заезжали на переход, лишь бы выиграть пару метров в общем заторе.
Все проходили мимо, не обращая внимания на трудность пожилой женщины.
Андрей встал рядом с ней.
– Вам помочь? – спросил он.
– Да, да, – живо согласилась бабка и протянула сумку. – И откуда столько машин взялось? А ещё говорят кризис …
Андрей принял увесистую ношу. Камней она туда наложила что ли?
– Кому-то суп жидкий, – напряжённо рассмеялся парень, – а кому-то жемчуг мелкий.
Старая подозрительно глянула на парнишку, потом заковыляла по «зебре», переваливаясь с ноги на ногу, как утка. Чтобы не завалиться на бок, она с одной стороны упиралась в трость, с другой – в петлю сумки, раскачивая Андрея вместе с собой.
– Ты-то вон тоже холёный какой. Небось лопаты и топора в глаза не видел. Молодё-о-ожь…
– Тут вы правы, – усмехнулся Андрей, – я офисный работник, пока даже дачи своей нет.
– Охви… Так ты мошенник!
– Да нет же, я…
– А ну отдай сумку! – взвизгнула бабуля.
– Так мы ещё не перешли…
– О-о-ой! Грабю-у-ут!
Старуха завывая, как полоумная, вырвала сумку и нет бы отступить, так она ещё и накинулась на молодого человека с палкой. От неожиданности Андрей не успел закрыться или увернуться, и стёртая до железной шпильки пятка трости попала ему в голову над виском. В ушах хлопнуло и зашумело. Он отпрыгнул, а бабка всё ковыляла за ним, призывая людей на помощь.
А люди шли мимо и смотрели на него так, словно… Боже! Как стыдно…
Андрей кинулся прочь, затерялся в толпе. Ещё долго бежал, не замечая, как медленно течёт кровь по его лбу и капает с брови на несвежую рубаху».
И это лишь часть! Часть всего текста и часть Диалога автора с читателем. Я ведь не вводил обонятельные, вкусовые, тактильные и другие образы. Возможно, в нашей сцене ароматы из кухни ресторана или выхлопные газы авто не обязательны, но факт остаётся фактом – они могли там быть для усиления эффекта присутствия, могли сделать картинку более чёткой и достоверной.
Но я напомню, что мы не на «зебре», а у самой поверхности, у подножия Пирамиды. Видим, слышим, ощущаем живущих в Мире Обитателей, узнаём их Характеры. И вы думаете уже не осталось уровней? Нет, Пирамида не так проста, как кажется. У любой пирамиды есть подземная часть, и наша не исключение.
Подсознание.
«Андрей торопливо шёл вдоль шоссе. Машины стояли в пробке, а некоторые ещё и сигналили, добавляя в утренний час пик нотку агонии. Шум двигателей, гам прохожих, дребезжание кондиционеров, которые пытаются прогнать нарастающую жару в кафешках и ресторанах»
А ведь можно и так написать:
«Андрей торопливо шёл вдоль шоссе, провожаемый сигналами стоящих в пробке машин, которые своим визгом добавляли нотку агонии в утренний час пик. Дребезжащие кондиционеры пытались прогнать нарастающую жару в кафешках и ресторанах, будто мало им было шума от двигателей и гама от прохожих.
Или
«Утро. Час пик. Андрей шёл вдоль шоссе.  Рядом в пробке машины сигналят, будто в агонии. Шум моторов, гам прохожих и лишь в кафешках и ресторанах с дребезжащими кондиционерами нет жары. Но парню некогда прохлаждаться – он торопится на работу».
Смена ритма…
Можно не только написать, что герой торопится, но и показать это самим текстом – ускорить его. Не применительно к нашему примеру занудность показать длинными, путаными предложениями с трудновыговариваемыми словами и словосочетаниями, которые вызовут весьма определённое желание уснуть или как можно скорее перейти на другой стиль повествования.
А вот лёгкое, весёлое общение можно выразить короткими простыми фразами.
И это всего лишь один пример одного приёма, но письменная речь способна на большее. Есть ещё множество приёмов, и если вы хотите ими овладеть – учитесь писать стихи, ведь уровень Диалога в поэзии находится именно в Подсознании. Хорошие поэты обращаются не к вам, а к вашему глубинному я, игрой слов и образов заставляя грустить, радоваться, переживать. И всю эту силу выразительности они вмещают в несколько строчек.
Всё это Подсознание – подземная часть нашего внимания, наших знаний и опыта, который формируется нашей жизнью и жизнью поколений наших предков.
И если он зависит от знаний и опыта читателя, то писателю необходимо понимать своего читателя. Иначе как можно влиять на то, чего не понимаешь?
И вот мы уже переходим к другому уровню. Что может быть ниже подвала, спросите вы? Я отвечу.
Основание.
Пирамиды строят не на песке, а на скальном основании. В нашем случае Основание – это представления читателей о мире, об окружении, их личный опыт, убеждения и стремления.
Где живёт ваш читатель? В Тайге без телевизора и интернета? Тогда ему будет непонятен образ пирамиды, ведь он никогда её не видел. А вот образ дерева с кроной, ярусами веток, корой на уровне земли, корнем и подходящей для роста почвой вполне бы сгодился. Почва – Основание, корень – Подсознание и так далее. И для жителя деревни картинка с часом пик в городе не совсем понятна, а оттого неяркая и смазанная. И дело не в том, что писать о пирамидах и городах не стоит, а в том, что для создания этих образов нужно потратить больше сил и выразительности с учётом опыта читателя. Показать на примере кур у кормушки толпу людей у вагона метро или освобождением живности из сарая по утру – выезд машин за участок аварии – будто из заточения. То есть, говорить с читателем на одном языке.
И если выразить уровень Основания одним вопросом, он будет таким: «Поймёт ли мой читатель то, что я пишу?».
Изучайте то, чем он живёт, где живёт и как живёт. И будьте внимательней его, ведь вам предстоит воссоздавать мир настолько достоверный, чтобы не была заметна фальшь в деталях.
Всё. Наша Пирамида обрела опору. Она в нашем воображении и теперь нам предстоит создать для неё строительный материал.
Идеи – кирпичики нашей Пирамиды.
Например, вчерашняя рубашка и звонок раздражённого коллеги к Андрею. Идея использовать эти два образа усиливают идею спешки персонажа (уровень Диалога), спешка усиливает идею самопожертвования (уровень Характера), самопожертвование усиливает идею обиды и мести (уровень Звёзд). Напрямую или опосредованно всё подчинено Звёздам. Всегда.
Кстати, Обитателей и Мир эта идея тоже усиливает, но поскольку мир и обитатели нам знакомы, процесс усиления практически незаметен.
Идеи. Идеи. Идеи. Основанные на жизненном опыте читателей, они заполняют Пирамиду сверху донизу.
И вот, когда у нас уже целый список идей в памяти, на листочках, в заметках смартфона, в коротких обрывках в word-файлах мы пришли к самому сложному, к самому болезненному для автора испытанию. Оно без преувеличения требует большого мужества и решимости. И не все способны выдержать его. Не все даже способны признаться себе в существовании этого испытания.
Что ж, давайте я приоткрою завесу тайны…
А любую сущность, в том числе и тайну, можно обнаружить двумя способами: поиском наличия и поиском отсутствия. Чего же не хватает? Ведь есть уже целая Пирамида, уровни которой расширяются к низу:
Уровень Звёзд – недостижимые эмоции читателя.
Уровень Мира – законы природы и описания среды.
Уровень Обитателей – те, кто населяет нами созданный мир.
Уровень Характера – решения и действия конкретных существ.
Уровень Диалога – здесь мы встречаемся с читателем, даём ему «пищу» для его органов чувств.
Уровень Подсознания – то, на что читатель не обращает особого внимания, но воспринимает.
Уровень Основания – представления читателя о мире, его опыт, его знания и увлечения.
Возможно, кое-кто уже догадался, чего не хватает. Остальных, увы, я сам сбил с толку. Так уж вышло, извините. Это один из недостатков работы с образами – образы реального мира очень сложно вытеснить.
И вот почему. Пирамида для большинства представляется четырёхгранной, однако у нас есть лишь уровни – бесформенное нагромождение кирпичей и блоков.
А нам нужна Форма, нам нужен сюжет.
Есть другой популярный образ для сюжета – скелет. Мне он не нравится по той простой причине, что на скелете могут быть как мускулы, так и жир, и в непонятных пропорциях. Кости дают направления, форма пирамиды в первую очередь ограничения. Внутри Формы могут быть любые идеи. Но как бы ни была хороша идея, если она вне Формы, её лучше не вписывать, отсеять сразу.
Однако и направление очень важно. Где оно в Пирамиде? А вот там, на вершине, и даже выше – в Звёздах. Всё подчинено главной задумке: вздох персонажа, падение кирпича с крыши, взмах крыльев бабочки. Абсолютно всё.
И если вас ещё не испугало слово Форма, то представьте, как ваши идеи в каждом из уровней отсекаются краем формы, как гильотиной. Всё, идея погибла для вашего текста.
Я ведь тоже мог написать полную историю бабули и парнишки, но это бы помешало Форме моего рассказа «ОБ ИДЕЯХ». Не в бабуле его суть, и не в парнишке, это лишь пример, и заострять на нём внимание не нужно, как бы я красиво и сочно не описывал его месть и обиду.
Более того, мною были вырезаны описания уровня Диалога, когда турист приезжает домой из Египта и рассказывает о пирамидах, о жаре, о плохом сервисе, обо всём. У него есть лишь речь, его жесты, фотографии и сувениры. Я выбросил это, поскольку описание уводило в сторону прямой образ Пирамиды и мой пример с парнем и бабулей. И мне было очень трудно это сделать, ведь я считал тот отрывок неплохим, а теперь он канул в небытие. Но так и должно было произойти.
Форма беспощадна не только к рассказу в целом. Она может применяться на любое описание, на любую реплику. Как Форма всей Пирамиды подчинена Звёздам, так и малые формы подчиняются малым целям. Какая цель диалога парня и старушки? Просто заполнить промежуток между событиями? Нет. Чтобы показать недоверие старухи, ворчливость, пренебрежение и подозрительность по отношению к парню. А парень? Он ведь радушен и открыт, ничего не подозревает – бедняга.
Как часто вы задаёте себе вопрос: «зачем я пишу тот или иной текст?»? Неважно, какой длины, пускай это будет короткая реплика. Зачем она вам? Раскрывает героя, ситуацию, сюжет? Может, она вовсе лишняя? Или наоборот, её нужно выделить, акцентировать на ней внимание?
Почему-почему-почему… Этот вопрос должен преследовать вас сквозь все уровни до самой вершины Пирамиды, и ответом будут Звёзды, и только Звёзды. А иначе – идея тексту не подходит, пускай Форма отсечёт её.
Если вы считаете, будто идея не противоречит тексту, но уводит мысль в сторону, помните – глубина произведения создаётся не тем, что вы втиснули в форму, а тем что вы отсекли.
Не нужно подробно расписывать экономические, политические, военные события, когда герой ваш не имеет к этому прямого отношения. Пишите события в расчёте на все эти факторы, но пусть они будут за кадром, за Формой. Читатель всё равно поймёт, насколько проработан мир, обитатели, характеры или отношения персонажей. Не нужно вываливать всю информацию в текст, вписывайте её между строк.
Ещё одно важное замечание.
Нужно понимать, что читатель воспринимает всё иначе. Это авторы двигаются сверху вниз, от Звёзд к Диалогу, а читатель наоборот, снизу-вверх. Он читает описания, диалоги, чувства персонажей и постепенно начинает понимать их характеры, особенности каждой расы, их взаимоотношения. Затем различает те факторы, что привели их к такому положению: сфера обитания, климат, законы природы. И лишь на самой вершине он сможет взглянуть вверх и увидеть Звёзды. И окажется он там в самом конце текста, возможно, на самом последнем слове. И какова будет форма этой вершины, зависит от автора. Острой или сглаженной, обрывистой или вытянутой навстречу Звёздам, как шпиль. Иными словами, закончите вы конфликтом или спокойно, оставите недосказанность, чтобы читатель сам достроил верхушку или сделайте акцент, который подчеркнёт суть всей работы.
Применительно к нашей истории с парнем и бабушкой это будет выглядеть примерно так:
Остро (конфликт): Звёзды, которые усиливались на протяжении всего текста (обида и месть) ставятся под сомнением новой Звездой (вина). Это создаёт неудобство для читателя, будто он пытается усидеть на острой верхушке, но уж больно ему больно…
Сглажено (спокойно): читатель получает то, на что рассчитывает – спокойствие и удовлетворение персонажа от свершившегося его личного правосудия.
Обрывисто (недосказанность): читателю предлагается додумать последствия хитрого трюка Андрея, самостоятельно дорисовать негативные последствия.
Вытянуто (акцент): описываются не только ссора соседок, но и то, как старуха узнаёт, что всё подстроил тот самый парнишка, это он отомстил ей. И она в ярости махает клюкой, но уже не может достать, психует, рвёт на себе волосы от бессильной злобы, приковывает к себе чужие взгляды. На неё смотрят, как на сумасшедшую, и может быть, среди прохожих оказывает тот, кто видел сцену на переходе, и подумал, что парнишка-то ни в чём не виноват был тогда, это карга из ума выжила.
Но опять же, это всего лишь пример, он не может охватить всего. И верхушка может быть разной, всё зависит от Формы, а её вы сами придумываете.
Помните лишь, что как бы не была закручена вершина, она должна иметь свою поддержку, которая проходит от самого Основания. Если наш Андрей испытает вину, то не просто так – у него характер такой сопереживающий. И для него была бы вне Формы ещё большая злость на старуху в итоге или влюблённость в неё (упаси и сохрани!).
Да и не о любви и злости Андрея наши Звёзды.
Звёзды. Тысячи, миллионы, миллиарды… их нужно только выбрать. А затем мысленно взлететь и начать строить Пирамиду. Как и полагается фараонам – с самой вершины.
Мир. Волшебный, фантастический, старый, новый, современный.
Обитатели. Ох сколько ещё живых существ ждут своего открытия!
Характеры. Сложные, простые, разные.
Диалоги. Красочные, яркие, хлёсткие.
Подсознательное. Слова проникают в саму душу, терзают её и лечат.
Основание. Познавайте всё вокруг!
Форма. Станьте художниками судеб!
Изучайте, творите, показывайте!
Вот проект Пирамиды, его нужно всего лишь заполнить… всего лишь… да.
И вот моя Пирамида уже почти готова. Осталось понять Форму её вершины. Какова она будет? Хотя… может, она уже указывает на те Звёзды, которые я хотел показать? Может на её поверхности уже виден отблеск далёкого светила? Если вы немного стали лучше понимать, что и как нужно делать, всё было не зря.
Да, я закончу своей надеждой. Ей самое место в конце и в начале.
Кстати, о начале. Мне и самому давно пора напечатать первые строки. И я, кажется, вообразив форму своей собственной Пирамиды до самой вершины, уже ощущаю эти строки под пальцами:
«ОБ ИДЕЯХ
Представьте себе пирамиду…»

0

2

Много воды, бессмысленных красивостей и Капитана Очевидность. Твой текст банально сложен для восприятия, что для текста обучающего смерти подобно.

Ведь есть уже целая Пирамида, уровни которой расширяются к низу:
Уровень Звёзд – недостижимые эмоции читателя.
Уровень Мира – законы природы и описания среды.
Уровень Обитателей – те, кто населяет нами созданный мир.
Уровень Характера – решения и действия конкретных существ.
Уровень Диалога – здесь мы встречаемся с читателем, даём ему «пищу» для его органов чувств.
Уровень Подсознания – то, на что читатель не обращает особого внимания, но воспринимает.
Уровень Основания – представления читателя о мире, его опыт, его знания и увлечения.
Возможно, кое-кто уже догадался, чего не хватает.

Ты выстраиваешь какую-то систему, но толком непонятно, какие выводы из неё делаешь.

+1

3

Эллекин, упростить, проявить структуру, более явный итог. Принято)

0

4

Эллекин написал(а):

Ты выстраиваешь какую-то систему, но толком непонятно, какие выводы из неё делаешь.

Прикольно... валяй дальше, Эллекин...))

0

5

 Олег написал(а):

Её составляют каменные блоки разной формы, но тесно уложенные друг к другу.

Там щели, дырки, вмятины. Местами камень осыпался и гуляет ветер. Некоторые блоки - воображаемые. Иные сделаны из стекла, дерева, пластика.

Строительство пирамиды продолжается по сей день, разумеется. Никакого "построили и бросили".

 Олег написал(а):

Хорошо, идеи есть, а как их различать?

Тексту нужна вводная часть, отвечающая на вопрос "зачем?" Примерно как курсовой или дипломной работе.

 Олег написал(а):

тянется в небо и блестит в лучах Ра.

Солнца. А Ра - его персонификация.

В этом месте аналогия перестала казаться мне удачной. Не забудем, что пирамиду строят рабы, а покоятся в ней совсем другие люди. Идея же неотделима от формы и содержания. Раб и фараон - получается, один человек.

 Олег написал(а):

А для чего автор строит свой текст?

Элементарно, Ватсон. В общем случае автор рассказывает историю.

 Олег написал(а):

Месть показать?

Я потерял мысль. Что ещё за месть, откуда она здесь взялась?

 Олег написал(а):

Почему такой упор на эмоции? Так ведь они главные! А сюжет, персонажи, красивые сравнения, диалоги – это лишь сооружение, которые позволит читателю взобраться ближе к своему счастью, горю, наслаждению, грусти, любви, к своим «звёздам».

Это умопостроение более чем спорно. Раз уж ты остановился на нём - я рекомендовал бы подтвердить его хотя бы примерами. Оно не станет менее спорным, но его перестанет хотеться опровергнуть мгновенно.

 Олег написал(а):

Давайте для примера возьмём две Звезды: обида и месть. Они будут для нас путеводными.

Я не вижу в дальнейшем тексте этих "звёзд".

И вообще - огласите весь список, пожалуйста! Почему именно эти две? Почему не любовь к шоколаду и восхищение бабочками? Точно такие же произвольные "звёзды".

 Олег написал(а):

в конце-концов

Дефиса не надо.

 Олег написал(а):

Можно придумать свой уникальный Мир или наш реальный использовать. Без разницы.

Разница есть, и она определяющая. Просто мир может быть похож на наш, но не наш. Например, "мир сериала "Менты"" или "мир "Мастера и Маргариты"" - не наши, законы там свои. Использовать для вымысла реальный мир - особое умение, очень редкое, применение его при этом бывает очень спорно.

 Олег написал(а):

Например, месть не очень себя хорошо чувствует в мире с розовыми облаками в виде зайчиков и радугой из сахарной ваты.

Зачем ты обидел на ровном месте миллион поклонников МЛП?)

Всё со всем сочетается. Вопрос лишь в цели и мастерстве.

 Олег написал(а):

Мы спустились ниже и различили тех, кто копошиться внизу

- тся.

 Олег написал(а):

эльфов-домовых Роулинг уже неплохо описала

...так говоришь, будто до неё - никто их не описывал)

0

6

Как говорил один полотёр из одного старого фильма, "правды характеров нету". Не верится, что молодой человек, способный на такое самопожертвование, вдруг начнёт хладнокровно выслеживать обидчицу, планировать месть. Думаю, он бы переварил эту обиду в себе, три раза глубоко вздохнул и продолжал помогать людям.
Но самое плохое, что в рассказе с местью нарушается главное правило искусства — "пробуждать чувства добрые". А здесь получается, что либо читатель будет злорадствовать над старухой, либо презирать Андрея (за то, что тот так легко поддался искушению зла).

0

7

 Олег написал(а):

возьмём планету Земля на задворках галактики Млечный Путь.


Согласно последним научным оценкам, расстояние от Солнца до галактического центра составляет 26 000 ± 1 400 световых лет, в то время как, согласно предварительным оценкам, наша звезда должна находиться на расстоянии около 35 000 световых лет от перемычки. Это означает, что Солнце расположено ближе к краю диска, чем к его центру.

(вики)

Я не назвал бы это "задворки". Провинция, да, но не более того)

Про работу с чувствами - это как бы самоочевидно. Но апеллировать к ним полностью совершенно необязательно. Я, например, редко использую тактильные и обонятельные образы - именно для того, чтобы те редкие, что есть, "выстреливали" с гарантией (как правило, для обозначения боли или "кондитерской"). И это - тоже возможная стратегия.

Ещё по ряду оговорок сложилось впечатление, что речь в тексте идёт не о произведении вообще, а о чём-то жанровом. С явным уклоном в фентези.

 Олег написал(а):

если вас ещё не испугало слово Форма

А должно было?

Резюмируя. Я считаю, что этому тексту не помешала бы разработка вширь. А обоснования должны быть доказаны со ссылками, а не взяты с потолка.
Авторское "я" зашло мне не во всех ремарках и прямых обращениях к читателю. Но это вообще требует обычно незаурядного мастерства.

Отредактировано aequans (20.05.2017 22:37:50)

0

8

Мне кажется, пирамида — не очень удачный образ для литературного произведения. Я придумал вот какой: подкидыш. Писатель рождает ребёнка (некую идею), а затем подкидывает её читателю. А текст, который он пишет — это лишь сопроводительная записка, что он привязывает розовой (голубой) ленточкой к корзиночке. Да, главное в этом тексте — эмоционально вовлечь читателя в судьбу младенца, заставить принять его, как собственного ребёнка.

0

9

aequans написал(а):

Я не назвал бы это "задворки". Провинция, да, но не более того)

Если включать сверхзануду, то в центре Галактики жизнь невозможна. Так что это кто ещё на задворках)

0

10

 Эллекин написал(а):

в центре Галактики жизнь невозможна


Жизнь в нашем понимании.
Если принять гипотезу о внеземной жизни, то следующий логический шаг - отказ от углеродного шовинизма.

0

11

aequans написал(а):

Если принять гипотезу о внеземной жизни, то следующий логический шаг - отказ от углеродного шовинизма.

Даже если она там возможна, она находится внутри горизонта событий чёрной дыры. Со всеми вытекающими.

0

12

Ну, это в центре. Мало ли где ещё она может быть?

 Эллекин написал(а):

находится внутри горизонта событий чёрной дыры

Звучит как постановка задачи  :glasses:

0

13

Что же это такое – идея?
то всё, что вам покажется интересным и стоящим.

Ммм. А я-то всё голову ломаю, что же такое идея?!

Например, я использовал в качестве образа для произведения пирамиду – это идея. Но идея также и то, что я пишу этот текст не формально, а литературно. И даже моя откровенность на этот счёт – идея. Хорошая или нет, уже другой вопрос, но, надеюсь, вы уловили ход мыслей.

Ок. Идея - это то, что автор пишет этот текст, откровенность автора и  всё, что показалось интересным. И далее:

Олег написал(а):

Хорошо, идеи есть, а как их различать? Сколько и куда нужно, в каких пропорциях?

Как отличить художественный текст от откровенности автора? Или как отличить то, что мне показалось интересным от того, что мне показалось не интересным? Сколько нужно откровенности и художественного текста?
Автор не раскрыл тему идеи, не вывел определение, а уже пошёл дальше, оставив читателя недоумевать.

я пишу этот текст не формально, а литературно

А был вариант написать это формально? Чёрт, а это отличная идея для дуэли, конкурса и чего тут ещё бывает)

Месть показать?

Это предложение? Ну покажите, да.
Откуда в тексте взялась месть? Почему месть? Автор пишет текст, чтобы показать месть? Всегда именно месть? Неожиданно.

Блин. Возможно, это интересный и полезный текст. Но я не могу его дочитать. Определений нет, суждения спорны, структура непонятна, а всё вместе вызывает недоумение.

Отредактировано pinky (21.05.2017 10:48:32)

0

14

pinky написал(а):

Откуда в тексте взялась месть? Почему месть?


Месть, в принципе, один из архетипических сюжетных мотивов. Только в приведённом сюжете она не оправдана, на мой взгляд.

0

15

Klepik, таких мотивов сотня. Не мешало бы их хотя бы контуром обозначить. Почему именно месть, а не возвращение домой или соперничество за невесту? Мало ли какие бывают архетипы.

 Klepik написал(а):

подкидыш. Писатель рождает ребёнка

Дети и ещё котята - удар ниже пояса))

Отредактировано aequans (21.05.2017 11:10:04)

0

16

Klepik написал(а):

Месть, в принципе, один из архетипических сюжетных мотивов

Там резкий переход от "зачем автор пишет текст" к "показать месть". Архетипичность мотива заменяет собой логику повествования? Я интуитивно могу понять, как и могу восстановить пропущенные звенья, но в моём понимании, текст, претендующий на информативность должен обладать более чёткой внутренней структурой.

0

17

pinky написал(а):

Там резкий переход от "зачем автор пишет текст" к "показать месть".


Согласен.
Я просто недавно на этом форуме, и не сразу врубился, что это самостоятельное эссе, а не философско-критический разбор некоего всем известного здесь рассказа про месть менеджера Андрея старушке.

0

18

aequans написал(а):

Klepik, таких мотивов сотня. Не мешало бы их хотя бы контуром обозначить. Почему именно месть, а не возвращение домой или соперничество за невесту? Мало ли какие бывают архетипы.


Да, да, было бы логичнее, если бы Олег вкратце пробежался по самым главным архетипам, а потом уже как бы этак нехотя предложил остановиться ну хотя бы на мести...
"Остановиться на мести"...)

0

19

 Klepik написал(а):

"Остановиться на мести"...)

...подождать, пока это блюдо остынет, тем временем дать экскурс по архетипам вообще, мммм)

0

20

aequans написал(а):

Почему не любовь к шоколаду и восхищение бабочками? Точно такие же произвольные "звёзды"

Потому что пример, а так да, звёзды любыми могут быть)

aequans написал(а):

Разница есть, и она определяющая. Просто мир может быть похож на наш, но не наш.

Это не уровень Мира, а уровень Диалога. Мир в первую очередь законы физики, химии, биологии и т.д. Гуманитарные науки тут не учитываются.

aequans написал(а):

Там щели, дырки, вмятины. Местами камень осыпался и гуляет ветер.

Старые тексты классиков тоже рушатся, становятся ущербными, когда уходят люди, которые понимают ту эпоху. Приходится достраивать текст примечаниями. Главная мысль в том, что насколько идеальной пирамида была изначально, если сохранилась до наших дней.

aequans написал(а):

Зачем ты обидел на ровном месте миллион поклонников МЛП?)

Я не специально)) И да, все зависит от мастерства и ЦА, но чем идеи менее сочетаемы, тем больше усилий придется приложить автору для их соединения. И да, можно играть на контрасте, как те же самые "Happy three friends".

aequans написал(а):

...так говоришь, будто до неё - никто их не описывал)

Просто ни разу до неё не замечал ни у кого)

Klepik написал(а):

Но самое плохое, что в рассказе с местью нарушается главное правило искусства — "пробуждать чувства добрые".

Никогда не слышал :D
По характеру героя я ведьтпредполагал шуточное повествование, хотя можно было взять другой сценарий, где обида и чувство мести будут ярче. Подумаю.

aequans написал(а):

Ещё по ряду оговорок сложилось впечатление, что речь в тексте идёт не о произведении вообще, а о чём-то жанровом. С явным уклоном в фентези.

Каких именно?

aequans написал(а):

. Я считаю, что этому тексту не помешала бы разработка вширь.

Да, добавить, но и выбросить кое-чего...

Klepik написал(а):

Мне кажется, пирамида — не очень удачный образ для литературного произведения.

Тут в основном из-за нисходящего подчинения и расширения взято. Если честно, более подходящий образ я вряд ли придумаю( Буду этот пилить как-то.

Эллекин написал(а):

Если включать сверхзануду, то в центре Галактики жизнь невозможна. Так что это кто ещё на задворках)

Биологическая жизнь? А чем химическая хуже? Чем синтез в звёздах не жизнь?)

pinky написал(а):

Автор не раскрыл тему идеи, не вывел определение, а уже пошёл дальше, оставив читателя недоумевать.

Понял, принял) Это справедливый вопрос к структуре.

pinky написал(а):

Откуда в тексте взялась месть? Почему месть? Автор пишет текст, чтобы показать месть? Всегда именно месть? Неожиданно.

Сделаю переход к примеру более плавным и логичным...

pinky написал(а):

в моём понимании, текст, претендующий на информативность должен обладать более чёткой внутренней структурой.

Да!

Klepik написал(а):

Да, да, было бы логичнее, если бы Олег вкратце пробежался по самым главным архетипам, а потом уже как бы этак нехотя предложил остановиться ну хотя бы на мести...

Так и сделаю)

Капец сколько мне ещё над этим текстом работать :D
Спасибо всем за отзывы! :cool:  На какие комментарии не ответил, значит, согласен с ними безоговорочно  :D

0

21

 Олег написал(а):

Потому что пример, а так да, звёзды любыми могут быть)

В этот вопрос нужна вводная.

 Олег написал(а):

Это не уровень Мира, а уровень Диалога. Мир в первую очередь законы физики, химии, биологии и т.д. Гуманитарные науки тут не учитываются.

А вот и нет. Слишком громкое утверждение! Социология, психология, культура тоже могут быть альтернативными. Сплошь и рядом.

 Олег написал(а):

Старые тексты классиков тоже рушатся, становятся ущербными

Тоже очень громко сказано. Конечно, вектор восприятия смещается. Но - рушатся? "Дон Кихот" без примечаний вполне читаем.

 Олег написал(а):

все зависит от мастерства и ЦА, но чем идеи менее сочетаемы, тем больше усилий придется приложить автору для их соединения.

...и тем интереснее возможный результат.

В любом случае - невозможного в искусстве нет. Есть ТЗ.

 Олег написал(а):

Капец сколько мне ещё над этим текстом работать

Да)

0

22

 Олег написал(а):

aequans написал(а):
Ещё по ряду оговорок сложилось впечатление, что речь в тексте идёт не о произведении вообще, а о чём-то жанровом. С явным уклоном в фентези.
Каких именно?

 Олег написал(а):

Почему такой упор на эмоции? Так ведь они главные!

(кстати - "-ое")

 Олег написал(а):

Можно придумать свой уникальный Мир или наш реальный использовать. Без разницы. Надо лишь, чтобы он соответствовал звёздам. То есть, нужна такая среда, где они могут существовать. Например, месть не очень себя хорошо чувствует в мире с розовыми облаками в виде зайчиков и радугой из сахарной ваты.

Содержание фрагмента + само введение термина "мир" в этом значении.

 Олег написал(а):

Придумывайте ваш Мир (вселенную), не стесняясь.

 Олег написал(а):

Да, в этом мире явно есть обитатели. Какие они? Наверняка такие, что приспособились к жизни в нём. Скажем, лысой костлявой жабоящерке буден не комфортно на холодном полюсе, а мохнатому жирному бизонопсу в жарком болоте. Если конечно они не приехали туда по турпутёвке.
Люди, гномы, эльфы, русалки, домовые, гномы-русалки, эльфы-домовые… Главное, чтобы это соответствовало тем условиям, в которых они находятся.

 Олег написал(а):

Звёзды, уровень Мира и уровень Обитателей.

- Большие Буквы кричат о фентези.

 Олег написал(а):

Почему-почему-почему… Этот вопрос должен преследовать вас сквозь все уровни до самой вершины Пирамиды, и ответом будут Звёзды, и только Звёзды. А иначе – идея тексту не подходит, пускай Форма отсечёт её.

Это не совет, как писать произведения. Это совет, как писать покетбуки. Настоящей литературе "почему?" не нужно, оно там есть по умолчанию. Имхо.

Это навскидку.

0

23

Олег написал(а):

Данный текст после доработки предполагаю разместить в раздел "Советы и заметки".

а... а сейчас он пашаму в Крупной прозе? Оо.

Эллекин написал(а):

Ведь есть уже целая Пирамида, уровни которой расширяются к низу

Маслоу придумал, ага. Мы все по ней живем.
Даже Ассез.

0

24

Олег написал(а):

Биологическая жизнь? А чем химическая хуже? Чем синтез в звёздах не жизнь?)

Ну как бы тем, что жизни свойственны определённые признаки, которыми синтез в звёздах не обладает. Биологическая жизнь - это и есть химическая.

0

25

aequans написал(а):

А вот и нет. Слишком громкое утверждение! Социология, психология, культура тоже могут быть альтернативными. Сплошь и рядом.

А кто спорит-то?) Только психология и социология это уровень Характера.
Я потому и применил уровни, чтобы разделить разные по своей сути понятия. Есть Мир, в котором Е=mc², планеты вращаются вокруг солнца, реки текут вниз, а не вверх и т.д.. В этих рамках допустимы такие-то живые существа, у этих существ допустима такая-то психология...

aequans написал(а):

Тоже очень громко сказано. Конечно, вектор восприятия смещается. Но - рушатся? "Дон Кихот" без примечаний вполне читаем.

Пройдет тыщи две лет и читателям придется искать определение мельницы и изображения коня)

aequans написал(а):

...и тем интереснее возможный результат.
В любом случае - невозможного в искусстве нет. Есть ТЗ.

Мой текст ведь не на профи рассчитан, а на тех, кому нужен инструмент для построения структуры текста...

0

26

Эллекин написал(а):

Ну как бы тем, что жизни свойственны определённые признаки, которыми синтез в звёздах не обладает. Биологическая жизнь - это и есть химическая.

Мы - более сложная форма жизни (от слова "движение". Всего лишь.

0

27

 Эллекин написал(а):

жизни свойственны определённые признаки, которыми синтез в звёздах не обладает

Углеродный шовинизм, уровень 2.

Теоретически жизнь и на радиоволнах возможна, и внутри машинной программы. Главное - термин определить.

 Олег написал(а):

Только психология и социология это уровень Характера.

Не-а.

Например, в сериале "Менты" альтернативная социология и психология - это именно уровень Мира.
В "докторе Хаусе" альтернативная биология в ряде серий - тоже.

 Олег написал(а):

Пройдет тыщи две лет

Со времён Одиссеи - прошло. И ведь читается. Не бьётся твоя теория.

 Олег написал(а):

Мой текст ведь не на профи рассчитан, а на тех, кому нужен инструмент для построения структуры текста...

Нужны ли таким людям "истины", которые дальнейший опыт всё равно опровергнет?

0

28

 Эллекин написал(а):

Биологическая жизнь

Почему обязательно "биологическая"? Где это в условиях задачи?

*вспоминаю спор про небелковую жизнь из ПНВС*

0

29

aequans написал(а):

Теоретически жизнь и на радиоволнах возможна, и внутри машинной программы.

А на радиоволнах - это как?

aequans написал(а):

Углеродный шовинизм, уровень 2.

Банальная логика, уровень 1.

Олег написал(а):

Мой текст ведь не на профи рассчитан, а на тех, кому нужен инструмент для построения структуры текста...

Понимаешь, те, кому нужен инструмент для построения структуры текста, предпочитают простые инструкции по принципу "вот это - хорошо, а вот это - плохо, а вот примеры, почему". Обучающие инструкции должны быть краткими, ёмкими и лаконичными. У тебя же, извини, получилась какая-то философская притча, из которой смысл надо выковыривать стамеской.

По поводу мира: видишь ли, в 99.9999999999999999999999999999999999999999999% случаев никто никогда не выдумывает свой мир. Все берут наш и что-то выкидывают, а что-то дополняют. Если это делает человек умный, он изначально берёт за основу какой-то вариант нашего мира - например, для фентези он берёт условную Ёвропу XIV века, или ещё какого, и меняет уже его, заменяя Ланкастеров на Ланнистеров, Йорков на Старков и разбавляя всё это магией. Если глупый - он пишет о магической академии с сессиями, зачётами и экзаменами в мире условного средневековья, то есть берёт за основу современный ему мир и дополняет его. Как-то так.

0

30

aequans написал(а):

Зачем ты обидел на ровном месте миллион поклонников МЛП?)

Нашла!))
Там есть про месть. Месть отлично себя чувствует в Эквестрии)

Олег написал(а):

но чем идеи менее сочетаемы, тем больше усилий придется приложить автору для их соединения

+++

0


Вы здесь » Форум начинающих писателей » Крупная проза » ОБ ИДЕЯХ (Советы авторам)