Всем-всем! Необходимо проголосовать в дуэли №311!

Форум начинающих писателей

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Форум начинающих писателей » Советы и заметки » Советы начинающим писателям от Чака Паланика


Советы начинающим писателям от Чака Паланика

Сообщений 1 страница 16 из 16

1

Номер один. Два года назад я написал первое из эссе, посвященное моему «методу кухонного таймера». Метод заключается в следующем: когда писать не хочется, надо поставить кухонный таймер на один час (или полчаса) и писать, пока таймер не зазвонит. Если через час не возникнет желания продолжать, ты свободен на час. Но обычно ко времени, когда таймер срабатывает, работа так увлекает, что наслаждаешься ею и не можешь остановиться. Вместо кухонного таймера можно загрузить стиральную машину или сушилку — чтобы засечь время работы. Чередуя литературную работу с бездумной стиркой белья или мытьем посуды, ты устраиваешь себе перерывы для новых мыслей и озарений. Не можешь придумать продолжение истории — почисти туалет. Смени постельное белье. Бога ради, протри пыль с компьютера. И хорошая идея появится.
Номер два. Читатель умнее, чем тебе кажется. Не бойся экспериментировать с формой и временем. Мне кажется, молодым читателям не нравится большинство книг не потому, что они глупее читателей предыдущих поколений, а напротив — умнее. Кино сделало нас искушенными в способах повествования. И читателя гораздо сложнее удивить, чем кажется.
Номер три. Прежде чем сесть и написать сцену, ее стоит немного повертеть в уме и понять, зачем она нужна. Какие из предыдущих сцен она разъяснит? А каким следующим даст развитие? Как она продвинет повествование вперед?
За работой, за рулем, занимаясь спортом, держи в уме только эти вопросы. Когда появятся мысли, делай какие-то заметки. И только когда ты продумаешь основу сцены — можно написать ее. Не подходи к скучному, пыльному компьютеру без мысли в голове. И не заставляй читателя продираться сквозь сцену, в которой ничего или почти ничего не происходит.
Номер четыре. Удиви себя. Уведи историю, или дай истории увести тебя, в такое место, которое удивит тебя, тогда ты сможешь поразить и своего читателя. В тот момент, когда ты разглядишь хорошо спланированный сюрприз, сюжетный поворот, их не пропустит и умный читатель.
Номер пять. Если ты застрял, перечитай предыдущую сцену, вернись к брошенным персонажам или деталям, которые можно воскресить. Дописывая «Бойцовский клуб», я понятия не имел, что делать с небоскребом. Но когда перечитал первую сцену, наткнулся на кусок про смешивание нитры с парафином, где говорится, что это ненадежный метод приготовления взрывчатки. Это маленькое отступление стало отличной «зарытой пушкой» и спасло мою задницу.
Номер шесть. Пусть работа над книгой станет для тебя поводом хорошенько потусоваться каждую неделю — даже если ты зовешь эти тусовки «работой». Используй любую возможность провести время среди других людей, которые ценят и поддерживают твои литературные занятия. Так ты возместишь для себя время, которое ты потратил, когда писал в одиночестве. Даже когда однажды ты продашь свое произведение, никакие деньги не возместят тебе время, которое ты провел один. Так что забирай предстоящий «гонорар» авансом, используя писательство поводом для общения. Поверь мне, к концу жизни ты не станешь с наслаждением вспоминать и смаковать минуты одиночества.
Дописывая «Бойцовский клуб», я понятия не имел, что делать с небоскребом. Но когда перечитал первую сцену, наткнулся на кусок про смешивание нитры с парафином, где говорится, что это ненадежный метод приготовления взрывчатки. Это маленькое отступление стало отличной «зарытой пушкой» и спасло мою задницу
Номер семь. Позволь себе оставаться в рядах «Не-знающих». Этот совет давали сотни знаменитых писателей, я получил его от Тома Шпенбауера, а ты от меня. Чем дольше ты шлифуешь свою историю, тем лучше будет ее конечная форма. Не подгоняй развязку истории. Все, о чем ты должен думать — это следующая сцена. Ты не должен знать всего, что случится вплоть до самого конца. Иначе тебе будет адски сложно завершить.
Номер восемь. Если тебе понадобится больше свободы, от драфта к драфту меняй имена персонажей. Ведь персонажи не существуют, и они — это не ты. Переименовывая своих героев, ты получишь необходимую дистанцию и сможешь помучить их. Или еще круче — уничтожь персонажа, если этого требует история.
Номер девять. Есть три вида прямой речи. Не знаю ТАК ли это, но я услышал это на курсах и это пригодилось. Три вида это: описательный, инструктивный, и экспрессивный. Описательный — «Солнце взошло высоко...», инструктивный — «Иди, не беги...», экспрессивный — «Ох!» Большинство писателей используют только один, максимум — два вида. Используй все три. Смешивай их. Люди разговаривают именно так.
Номер десять. Пиши книгу так, что сам захочешь ее прочитать.
Номер одиннадцать. Сфотографируйся на обложку своей книги сейчас, пока молодой. И получи негативы и права на эти фото.
Номер двенадцать. Пиши только на те темы, которые действительно тебя волнуют. В курсе лекций под названием «Опасное писательство» Том Шпенбауэр говорит, что жизнь слишком коротка, чтобы тратить ее на сочинение «беззубых», непримечательных, чуждых тебе историй. Том вообще говорил о многом, я запомнил только половину: об искусстве «освобождения» — об осторожности, с которой ты ведешь читателя по сюжетной линии. И также «общение душ», которое, как я понял, значит скрытое, потаенное послание, заложенное в сюжете.

http://forumupload.ru/uploads/0004/8b/ec/5152/t11623.jpg

Какие слова надо забыть писателям, чтобы улучшить свой стиль

С этого момента — по крайней мере, в ближайшие полгода — я запрещаю вам использовать мыслительные глаголы. А именно: «думать», «знать», «понимать», «осознавать», «верить», «хотеть», «помнить», «представлять», «желать» и сотни других, к которым вы так любите прибегать. В этот список также должны войти: «любить» и «ненавидеть». И: «быть» и «иметь». Но к ним мы вернемся позже.
До самого Рождества вы не сможете писать: «Кенни интересно, рассердилась ли Моника из-за того, что прошлой ночью он ушел».
То есть вам придется писать что-то вроде: «После этого по утрам Кенни задерживался, ждал последний автобус, в конце концов брал такси и возвращался домой, где видел, как Моника притворяется спящей — притворяется, потому что в то время она не могла спать спокойно по утрам. Она ставила в микроволновку только свою чашку кофе. Его — никогда». Вместо того чтобы сделать героев знающими что-то, вы должны придумать детали, которые помогут читателю узнать это. Вместо того чтобы заставить персонажей желать чего-то, вы должны описать все именно так, что читатель сам это захочет.
Не нужно писать: «Адам знал, что он нравится Гвен». Гораздо лучше: «Между уроками Гвен прислонялась к его шкафчику, когда он подходил открыть его. Она закатывала глаза и медленно уходила, оставляя след черных каблуков на крашеном металле и запах своих духов. Кодовый замок все еще хранил тепло её задницы. В следующий перерыв Гвен снова будет здесь же».
Никаких сокращений. Только специфические эмоциональные детали: действие, запах, вкус, звук и чувства.
Как правило, писатели прибегают к мыслительным глаголам в начале абзаца. (В таком виде они становятся чем-то вроде тезисов, и я еще выскажусь против них чуть позже.) То есть они устанавливают интенцию всего абзаца с самого начала. А то, что следует дальше, её иллюстрирует.
Например: «Брэнда знала, что не успеет. С самого моста была пробка. Её телефон садился. Дома ждали собаки, которых надо было выгулять, или там был беспорядок. К тому же она обещала соседям полить их цветы…» Вы видите, как первое предложение перетягивает на себя смысл последующих? Не пишите так. Переставьте его в конец. Или измените: «Брэнда никогда бы не успела в срок».
Мысль абстрактна. Знание и вера нематериальны. Ваша история будет сильнее, если вы покажете только действия и отличительные черты ваших героев, а читателю самому позволите думать и знать. А также любить и ненавидеть.
Не сообщайте читателю: «Лиза ненавидит Тома».
Вместо этого дайте конкретный пример, как адвокат на суде, деталь за деталью.
Представьте доказательства. Например: «Во время переклички, в тот момент, когда учитель назвал имя Тома, а он еще не успел ответить: “Здесь”, Лиза громко прошептала: “Засранец”».
Одна из самых частых ошибок начинающих писателей в том, что они оставляют своих героев в одиночестве. Вы пишете — и можете быть одни. Читатель читает — он также может быть один. Но ваш герой не должен оставаться наедине с собой. Потому что тогда он начнет думать, беспокоиться и интересоваться.
Например: «Ожидая автобус, Марк начал беспокоиться о том, как долго продлится поездка…»
Но лучше написать: «По расписанию автобус должен был прийти в полдень. Марк посмотрел на часы — было 11:57. Отсюда была видна дорога до самого торгового центра, но автобуса на ней не было. Без сомнения, водитель припарковался на другой стороне и вздремнул. Водитель спит, а Марк вот-вот опоздает. Или хуже, водитель напился — и Марк отдал свои семьдесят пять центов, чтобы умереть в дорожной аварии…»
Когда герой один, он может начать фантазировать или что-то вспоминать, но даже тогда вы не имеете права использовать мыслительные глаголы или каких-то их абстрактных «родственников».
Не надо никаких переходов типа «Ванда помнила, как Нельсон расчесывал ей волосы».
Лучше: «Тогда, на втором курсе, Нельсон проводил по её гладким, длинным волосам своей рукой».
Опять же — расшифровывайте, не надо писать коротко.
Ещё лучше — быстро столкните одного героя с другим. Пусть они встретятся и начнется действие. Позвольте их действиям и словам показать их мысли. А сами держитесь подальше от них.
Когда начнете избегать мыслительных глаголов, с большой осторожностью используйте пресные глаголы «быть» и «иметь».
Например: «Глаза Энн были голубые», «Энн имела голубые глаза».
Лучше так: «Энн закашлялась и начала махать рукой перед лицом, чтобы отогнать сигаретный дым от своих голубых глаз, а потом улыбнулась…»
Вместо бледных, утверждающих «быть» и «иметь» попробуйте раскрыть детали портрета своего героя через действия и жесты. Тогда вы покажете свою историю, а не просто расскажете её.
И тогда вы научитесь расшифровывать своих героев и возненавидите ленивых писателей, которые ограничиваются фразами типа «Джим сел около телефона, спрашивая себя, почему Аманда не звонит».
Пожалуйста. С этого момента вы можете меня ненавидеть, но не используйте мыслительные глаголы. Я готов поспорить, после Рождества вы сами не захотите к ним возвращаться.
Домашняя работа на этот месяц
Выкиньте из каждого предложения мыслительный глагол: устраните его, «расшифровав». А потом пройдитесь так же по какой-нибудь художественной литературе. Будьте безжалостны.
«Марти представил, как рыба прыгает в лунном свете».
«Нэнси вспомнила, как попробовала вино».
«Ларри знал, что он покойник».
Найдите их и перепишите. Сделайте фразы сильнее.

+3

2

Туся написал(а):

Читатель умнее, чем тебе кажется.

Спорное утверждение. Обычно читают вверх ногами по диагонали и совсем не глазами, пропуская 90% авторского посыла и перевирая оставшиеся 10%. Я, к моему сожалению, тоже такой читатель.

Отредактировано Easy (28.08.2022 05:24:22)

+1

3

Туся написал(а):

Номер три. Прежде чем сесть и написать сцену, ее стоит немного повертеть в уме и понять, зачем она нужна. Какие из предыдущих сцен она разъяснит? А каким следующим даст развитие? Как она продвинет повествование вперед?
За работой, за рулем, занимаясь спортом, держи в уме только эти вопросы. Когда появятся мысли, делай какие-то заметки. И только когда ты продумаешь основу сцены — можно написать ее. Не подходи к скучному, пыльному компьютеру без мысли в голове. И не заставляй читателя продираться сквозь сцену, в которой ничего или почти ничего не происходит.

Номер четыре. Удиви себя. Уведи историю, или дай истории увести тебя, в такое место, которое удивит тебя, тогда ты сможешь поразить и своего читателя. В тот момент, когда ты разглядишь хорошо спланированный сюрприз, сюжетный поворот, их не пропустит и умный читатель.

Разве номер четыре не противоречит номеру три? Если он сначала тщательно планирует сцену, её связи с предыдущими сценами и её цели, значит он не позволяет истории уводить себя в место, которое его удивит.

0

4

Easy написал(а):

Обычно читают вверх ногами по диагонали

Кстати, да  :D
Недавно заметила за собой, что стала по другому читать. Раньше проглатывала книги будто жадно. Теперь неспешно, перечитывая моменты, будто смакуя и не желая быстро попрощаться с миром, созданным автором. И книги стали нравиться тягучие, с описаними и размышлениями. В то время как раньше - кому нужны эти описания, какая разница какая там вода или стена) Быстрое развитие сюжета - наверное, было главным для меня.

+2

5

Используй любую возможность провести время среди других людей, которые ценят и поддерживают твои литературные занятия. Так ты возместишь для себя время, которое ты потратил, когда писал в одиночестве. Даже когда однажды ты продашь свое произведение, никакие деньги не возместят тебе время, которое ты провел один. Так что забирай предстоящий «гонорар» авансом, используя писательство поводом для общения. Поверь мне, к концу жизни ты не станешь с наслаждением вспоминать и смаковать минуты одиночества.

Если воспринимать писательство как время, бездарно растраченное в одиночестве, зачем тогда вообще писать? Не лучше ли просто тусоваться в клубах?

0

6

Easy написал(а):

Разве номер четыре не противоречит номеру три?

На мой взгляд, нет. В номере три он говорит о целесообразности сцен, а в номере четыре - о неожиданных идеях в сюжете.
Вообще, не факт, что его советы будут "работать" у каждого автора. У всех свои методы и подходы. Для кого-то может его рекомендации окажутся чужды и малоэффективны

0

7

Туся написал(а):

На мой взгляд, нет. В номере три он говорит о целесообразности сцен, а в номере четыре - о неожиданных идеях в сюжете.
Вообще, не факт, что его советы будут "работать" у каждого автора. У всех свои методы и подходы. Для кого-то может его рекомендации окажутся чужды и малоэффективны

В целом рекомендации правильные, хотя перевод не очень. Я так понял, он посещал крутые курсы писательского мастерства (чему лично мне остаётся только завидовать) и накидал что вспомнил оттуда :)

0

8

Easy написал(а):

Разве номер четыре не противоречит номеру три? Если он сначала тщательно планирует сцену, её связи с предыдущими сценами и её цели, значит он не позволяет истории уводить себя в место,

Есть работа внутри сцены. А есть путь от одной сцены к другой. Удивить себя - засунуть персонажа в эту новую для самого автора сцену. А уже потом, когда первое удивление "а что я тут делаю?" пройдёт - уже продумывать детали самой сцены.

0

9

Ascard200 написал(а):

Есть работа внутри сцены. А есть путь от одной сцены к другой. Удивить себя - засунуть персонажа в эту новую для самого автора сцену. А уже пот

По-моему, вы прочитали как его раз тем макаром, о котором я говорил в начале. Смотрите:

Прежде чем сесть и написать сцену, ее стоит немного повертеть в уме и понять, зачем она нужна. Какие из предыдущих сцен она разъяснит? А каким следующим даст развитие? Как она продвинет повествование вперед?

Вместе с тем он предлагает продумывать только на одну сцену вперёд и совсем не упоминает о структуре произведения, которую вообще-то тоже надо вертеть в уме, прежде чем. Видимо здесь через советы с курсов ("тщательно планируйте всё наперёд") пробился его реальный метод: за годы тренировок план уже автоматом выстраивается на периферии сознания и он может просто джемить. И я не верю, что финальную сцену он придумал в самом конце, когда решил перечитать всю книгу начиная с первой сцены. Потому что в цехе писателей и сценаристов принято планировать как раз с финальной сцены, а не по порядку актов.

0

10

Easy написал(а):

принято планировать как раз с финальной сцены

сцены или финальной мысли?

0

11

Ascard200 написал(а):

сцены или финальной мысли?

С разрешения центрального конфликта. Финальные мысли это что-то из школьных уроков литературы.

0

12

Easy написал(а):

Разве номер четыре не противоречит номеру три?

Иногда у меня уже есть продуманный сюжет, а обдумываешь какую-то сцену и понимаешь, что персонаж так поступить не может, не в его логике это или не в логике событий. Вот тогда лично у меня и возникает это "неожиданное" место, куда уходит текст. Стратегически это мало что меняет, но, так сказать, на оперативном уровне герои иногда "виляют" автором))

Easy написал(а):

Обычно читают вверх ногами по диагонали и совсем не глазами, пропуская 90% авторского посыла и перевирая оставшиеся 10%

Мне кажется, речь идёт больше о поворотах сюжета, чем об идеях автора, заложенных в тексте. Классика литературы, опубликуйся она сейчас, не стала бы такой популярной, ведь есть огромное количество фильмов, сериалов, других известных книг, где именно классика была взята за основу, на которую добавили ещё что-то интересное и эдакое.
А что касается посыла, то да, лучше читателя воспринимать ребёнком, который с первого раза не понимает/не замечает даже простые идеи :D

Easy написал(а):

Если воспринимать писательство как время, бездарно растраченное в одиночестве, зачем тогда вообще писать?

Почему бездарно? По-моему, речь идёт о том, что нужно переживать не только истории своих персонажей в книгах, но и свои собственные. Это, во-первых, даёт опыт общения, который улучшает выразительность писателя в текстах - он лучше понимает людей, и опыт событий и реакций на них, который можно будет перенести в идеи для сюжета и конкретных сцен. А во-вторых, жить эту жизнь как-то ведь нужно))

Отредактировано Олег (28.08.2022 10:26:13)

+1

13

Олег написал(а):

Почему бездарно? По-моему, речь идёт о том, что нужно переживать не только истории своих персонажей в книгах, но и свои собственные. Это, во-первых, даёт опыт общения, который улучшает выразительность писателя в текстах - он лучше понимает людей, и опыт событий и реакций на них, который можно будет перенести в идеи для сюжета и конкретных сцен. А во-вторых, жить эту жизнь как-то ведь нужно))

Вот почему бездарно:

время, которое ты потратил, когда писал в одиночестве. Даже когда однажды ты продашь свое произведение, никакие деньги не возместят тебе время, которое ты провел один.

Тогда как лично для меня некоторые мои произведения как машина времени, как 5D-фотографии, а с кем и о чём я общался идёт прицепом в восстанавливаемом произведением периоде. Я в отличие от Паланика никогда не встречал в реале людей, которые в общении поддерживали бы меня и мои амбиции, с которыми я мог бы совместно развиваться, а не только вести крэп ток, и которые не рубили бы мои устремления на корню.

0

14

Олег написал(а):

Иногда у меня уже есть продуманный сюжет, а обдумываешь какую-то сцену и понимаешь, что персонаж так поступить не может, не в его логике это или не в логике событий. Вот тогда лично у меня и возникает это "неожиданное" место, куда уходит текст. Стратегически это мало что меняет, но, так сказать, на оперативном уровне герои иногда "виляют" автором))

Так он только тактическим планированием (на одну сцену вперёд и не более) и предлагает ограничиться. Как можно отпустить вожжи у сцены и при этом тщательно запланировать её заранее, вопрос.

0

15

Easy написал(а):

Как можно отпустить вожжи у сцены и при этом тщательно запланировать её заранее, вопрос.

Вопрос баланса между первым и вторым, полагаю)

+1

16

Кроме этих 13 советов есть еще его более 30 эссе. Они все тут: https://sergeytoronto.livejournal.com/tag/36%20эссе
Кроме того, есть книга Чака Паланика о писательстве: "На затравку. Моменты моей писательской жизни, после которых все изменилось" 2020 г. Книгу только начинаю читать и в ней по крайней мере говорится о некоторых из этих 36 эссе.

Отредактировано Bukva (17.09.2022 15:29:24)

+1


Вы здесь » Форум начинающих писателей » Советы и заметки » Советы начинающим писателям от Чака Паланика