Форум начинающих писателей

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Форум начинающих писателей » Советы и заметки » Как писать диалоги


Как писать диалоги

Сообщений 1 страница 30 из 36

1

Автор: Эльвира Барякина

Диалоги — это одно из самых проблемных мест в рукописях начинающих писателей. Как всегда, наиболее распространенная ошибка — это избыточность: ненужные описания, ненужные реплики, ненужные «украшательства». В диалогах особенно важно соблюдать принцип «Краткость — сестра таланта». Помните, что несколько лишних слов могут сделать разговор героев вялым или смехотворно вычурным.
Рассмотрим типичные ошибки:

ЗАТЯНУТОСТЬ
Непрерывный диалог не должен быть слишком длинным, иначе это замедляет динамику произведения. Разговор героев подразумевает реальное течение времени, тогда как в целом сюжет развивается намного быстрее.
Если продолжительный диалог все же необходим, то его следует разбавлять — например, описанием действий, эмоций героя и т.п. Блестящий пример хорошо выписанного диалога — сцена обеда профессора Преображенского и доктора Борменталя в «Собачьем сердце» Булгакова.

Еще один способ скрасить длинный диалог — пересказать его отдельные части:
Скуки ради думный дворянин Ендогуров рассказывал, о чем болтают бояре в государевой Думе, — руками разводят, бедные: царь со своими советчиками в Воронеже одно только и знает, — денег да денег. Подобрал советчиков, — наши да иноземные купцы, да людишки без роду-племени, да плотники, кузнецы, матросы, вьюноши такие — только что им ноздри не вырваны палачом. Царь их воровские советы слушает.
— А. Толстой «Петр I»
В одном абзаце уместилось то, что прямой речью было бы отображено на целой странице.

БЕССОДЕРЖАТЕЛЬНОСТЬ
Диалог замедляет темп развития сюжета и, следовательно, акцентирует внимание именно на этой части романа. Чем продолжительнее диалог, тем на большее внимание он претендует. Поэтому крайне важно не засорять его фразами, не несущими полезной информации.

Девушки попрощались:
— До свидания!
— Всего хорошего!
— Очень рада была вас видеть!
— Приходите к нам в гости!
— Непременно придем. В прошлый раз нам очень у вас понравилось.
— Ну, право же, не стоит. Ну что ж, прощайте!
Можно было бы ограничится одной фразой: «Девушки попрощались».

Аналогичная проблема — повторы одной и той же мысли:
— Неужели так и сказала: уходи?
— Да, именно так.
— Я не могу поверить.
— Клянусь! Я тебе передал все слово в слово. Так и сказала: уходи.
— Я не верю. Ты, верно, что-то перепутал.
Исключения из этого правила, разумеется, могут быть, но все же следует помнить, что пустой диалог — это скучно, а скучное читатель пропускает.

НЕЕСТЕСТВЕННОСТЬ
Диалог должен звучать естественно. Не стоит употреблять в разговоре героев сложносочиненные предложения на пять строк или выражения, которые не используются в разговорной речи.
— Тебе нужно регулярно поливать ростки, потому что иначе им неоткуда будет взять влагу, столь необходимую для их питания и полноценного развития.
Так не говорят. Предложение лучше перефразировать:
— Не забывай поливать ростки, а то они засохнут.
Исключения из этого правила: когда по авторской задумке герой должен выражаться по-книжному.
Еще одна проблема: копирование устаревших выражений. Автор в детстве зачитывался Дюма и у него в подкорке засело, что «так можно и нужно писать». В результате получается следующее:

— Тысяча чертей! — воскликнул офис-менеджер, выключая компьютер. — Ах, будь я проклят, если я не отомщу этим канальям!
При этом автору в голову не приходит, что слова «тысяча чертей», «будь я проклят» и «каналья» не используются в разговорной речи уже лет сто.
Чтобы проверить диалог на естественность звучания, читайте его вслух. Вычурные слова будут резать ухо.

НЕСООТВЕТСТВИЕ ДИАЛОГА СИТУАЦИИ ИЛИ ХАРАКТЕРУ ГЕРОЕВ
В романах новичков сплошь и рядом встречаются сцены, когда злодеи в пылу битвы беседуют с героями о добре и зле: длинными предложениями с деепричастными оборотами. Если вы думаете, что это нормально, попробуйте в течение пяти минут колотить подушку и одновременно пересказывать сказку о колобке. Получилось нечто связное? Снимаю шляпу.

Казалось бы это элементарно: бегун сразу после марафона не может давать пространные интервью, пожарник в пылающем здании не может просить: «Василий Иванович, подайте мне, пожалуйста, брандспойт!»... И тем не менее, подобные ошибки являются одними из самых распространенных.

ПЕРЕБОР С АТРИБУЦИЕЙ
По возможности убирайте авторские комментарии в диалогах: «сказал он», «произнесла она» и т.п.
Иван взглянул в лицо Маше.
— Какая ты все-таки молодец, — сказал он.
— Если бы не ты, у меня бы ничего не получилось, — отозвалась она.
— Да брось, не стоит, — проговорил Иван.
Убираем «сказал он», «отозвалась она», «проговорил Иван» — и смысл не потеряется. Читателю абсолютно понятно, кто что произнес.

Аналогичная проблема — лишние наречия и прочие «уточнения».
— Это нечестно! — всхлипнула девочка плаксиво.
В данном случае наречие дублирует смысл глагола. «Всхлипнула» вполне достаточно.
Еще хуже смотрятся штампы:
— Сейчас я с тобой расправлюсь! — зловеще ухмыльнулся Император.
— Умоляю, отпустите меня! — душераздирающе закричала девушка, заламывая руки.

«ГОВОРЯЩИЕ» ГЛАГОЛЫ И ЯРЛЫКИ
По возможности старайтесь не снабжать реплики героев излишне «говорящими» атрибутивными глаголами. Эмоции должны передаваться самой сутью сцены, а не приклеенными ярлыками.
Есть писатели, которые пытаются обойти правило исключения наречий, накачивая стероидами атрибутивные глаголы по самые уши:
— Брось пушку, Аттерсон! — проскрежетал Джекил.
— Целуй меня, целуй! — задохнулась Шайна.
— Ты меня дразнишь! — отдернулся Билл.
— С. Кинг «Как писать книги»

Не следует также постоянно напоминать читателю: вот этот герой — негодяй, а вот этот — прекрасный принц. Когда негодяи «злорадно скалятся», а принцы «презрительно поднимают брови» — это верный признак того, что автор писал, «надменно игнорируя здравый смысл». Опять же — характеризовать персонажа должны его слова и поступки.

ДЛИННЫЙ ДИАЛОГ ИЗ КОРОТКИХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ
— Ты куда?
— В деревню.
— А что там?
— Ничего.
— А зачем?
— Надоело.
— Почему?
— Ты не поймешь.
Подобный диалог выключает образное мышление. Читатель начинает видеть не мысленную картинку, а буквы. Если односложное перекидывание словами абсолютно необходимо по сюжету, то его надо разбавлять описаниями.

АКЦЕНТ И ИСКАЖЕНИЕ РЕЧИ
С передачей акцента и искажениями речи надо быть очень аккуратным. Если у читателя хоть на миг возникнет затруднение в прочтении фраз типа «’eволюция — это п’ек’асно», то от буквальной передачи акцента следует воздержаться. Достаточно упомянуть, что герой картавит.
ОДНОТИПНАЯ АТРИБУЦИЯ
— Я пошла в магазин, — сказала Маша.
— Не забудь купить сушек, — сказала бабушка, отсчитав ей деньги.
— А мне конфет! — сказал папа из-за двери.
Не стоит раз за разом повторять одинаковые атрибутивные глаголы, иначе внимание читателя зафиксируется именно на этих словах. Если вам сложно подобрать атрибутивный глагол, вставьте фразу, которая будет описывать действие героя, а потом — его реплику.

— Я пошла в магазин, — сказала Маша.
Бабушка отсчитала ей деньги.
— Не забудь купить сушек.
— А мне конфет! — послышался папин голос из-за двери.
Читателю абсолютно понятно, что «не забудь купить сушек» сказала бабушка. Перестроенная фраза «послышался папин голос из-за двери» тоже позволяет избежать очередного «сказал».

НЕУДАЧНОЕ ПЕРЕИМЕНОВАНИЕ ФОКАЛЬНОГО ПЕРСОНАЖА
Если вы уже упомянули, как зовут вашего героя, и что именно он является фокальным персонажем, не обозначайте его словами, указывающими на пол, возраст, профессию, социальный класс, должность и внешний вид. Например: «мальчик», «бухгалтер», «графиня», «нищий», «неряха». Читатель глядит на созданный вами мир глазами фокального персонажа, соответственно, он никак не может «называть себя» стариком или охотником. Это определения для других людей, для тех, с кем общается фокальный персонаж

Петя, затаив дыхание, смотрел на Машу. Ему вспомнилось все — и путешествие на дачу, и велосипедная прогулка, и купание в пруду.
— Ты надолго приехала? — спросил он.
Маша пожала плечами.
— Посмотрим. Надо дождаться отца — он решит.
— Оставайся! — чужим голосом проговорил юноша.

«Юноша» выбивает читателя из образа Пети. Чтобы сцена смотрелась органично, надо называть людей и предметы так, как это делал бы сам фокальный персонаж. Очевидно, что сам себя он может называть только по имени, фамилии или прозвищу, которое ему нравится. 

УПОТРЕБЛЕНИЕ ИМЕНИ В ДИАЛОГЕ
— Здравствуй, Маша!
— Здравствуй, Петя! Как я рада тебя видеть!
Что неправильно? Во время разговора мы практически никогда не называем людей по имени. Поэтому данный диалог звучит фальшиво.

ПЕРЕСКАЗ СЛОВ ТРЕТЬЕГО ЛИЦА
— Я встретил Машу. Она сказала: «Петя, почему ты заходишь ко мне в гости?» — «Потому что мне некогда», — ответил я.
Старайтесь либо вообще избегать прямой речи в прямой речи, либо передавать слова третьего лица так, как они звучат в обычном разговоре. Например:
— Сегодня Машу встретил: она спрашивает, куда я пропал. Я соврал, что у меня нет времени.

ПЕРЕСКАЗ ТОГО, ЧТО ГЕРОИ И ТАК ЗНАЮТ
Часто начинающие авторы пытаются ввести читателя в курс дела с помощью диалога. И вот два эльфа заходят в таверну «У зеленого тролля» и начинают пересказывать друг другу историю Срединного королевства, в котором они живут:
— Ты же знаешь, пару лет назад орки напали на наши северные границы и сожгли пять городов. И тогда король Сигизмунд Пятнадцатый выделил триста тысяч воинов на боевых драконах...
— Да, эта битва недаром вошла в летописи. Помнишь, как они захватили Волшебный Камень Всезнания?
— Конечно, помню.

НЕКОРРЕКТНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНОСТРАННЫХ ВЫРАЖЕНИЙ
Иностранцы в романах новичков нередко говорят на своем родном языке с дикими ошибками. Если вы не уверены, как правильно пишется фраза, проконсультируйтесь у высокопрофессионального переводчика или у носителя языка.

ПЕРЕБОР СО СЛЭНГОМ И МАТОМ
Если ваш герой «ботает» исключительно «по фене», читатель может его «не догнать». А если герой будет «ботать» больше абзаца, читатель может закрыть вашу книгу и больше никогда к ней не вернуться.

Мат в литературе допустим только в малых дозах и только к месту. Исключения — авангардные романы, выходящие в полуподпольных издательствах тиражем в 500 экземпляров.

Какими свойствами должен обладать хорошо прописанный диалог?
1. Он должен быть абсолютно необходим, т.е. без него невозможно развитие сюжета или раскрытие личности того или иного героя.
Пример: разговор Скарлетт и Эшли в библиотеке (М. Митчелл «Унесенные ветром»)
2. Каждый из героев должен разговаривать на своем собственном языке. Его надо наделить любимыми словечками, заранее продумать, как он будет строить фразы, каков у него лексический запас, какой уровень грамотности и т.п. То же самое касается излюбленных жестов и поз. Этот прием позволит не только проговорить нужную по сюжету информацию, но и создать достоверный образ.
— «Нимфа», туды ее в качель, разве товар дает? — смутно молвил гробовой мастер. — Разве ж она может покупателя удовлетворить? Гроб — он одного лесу сколько требует...
— Чего? — спросил Ипполит Матвеевич.
— Да вот "Нимфа"... Их три семейства с одной торговлишки живут. Уже у них и матерьял не тот, и отделка похуже, и кисть жидкая, туды ее в качель. А я — фирма старая. Основан в тысяча девятьсот седьмом году. У меня гроб — огурчик, отборный, любительский...  — И. Ильф и Е. Петров «Двенадцать стульев»
При этом следует помнить, что герои не могут вести себя со всеми одинаково и разговаривать в одной манере и с королевой, и с портовым грузчиком.

3. Читатель должен ясно представлять себе, где и в какое время суток находятся герои. Вокруг них надо создать живой мир — с запахами, звуками, обстановкой, погодой, освещением и т.п. Но излишне увлекаться описаниями тоже не стоит. Используйте «ключи»: есть ряд образов, упоминание которых тут же настраивает читателя на определенный лад. Например, раскат грома — это тревога и знак перемен; пение птиц — безмятежность; свечи — уют, интимная обстановка (в некоторых случаях — одиночество) и т.п.

Вечер в конце июня. Со стола на террасе еще не убран самовар. Хозяйка чистит на варенье ягоды. Друг мужа, приехавший на дачу в гости на несколько дней, курит и смотрит на ее обнаженные до локтей холеные круглые руки. (Знаток и собиратель древних русских икон, изящный и сухой сложением человек с небольшими подстриженными усами, с живым взглядом, одетый как для тенниса.) Смотрит и говорит:
— Кума, можно поцеловать руку? Не могу спокойно смотреть.
Руки в соку, — подставляет блестящий локоть. Чуть коснувшись его губами, говорит с запинкой:
— Кума...
— Что, кум?
— Знаете, какая история: у одного человека сердце ушло из рук и он сказал уму: прощай!
— Как это сердце ушло из рук?
— Это из Саади, кума. Был такой персидский поэт.
— И. Бунин «Кума»

4. Для более четкой визуализации действия показывайте читателю, что герой не только говорит, но и жестикулирует, передвигается, гримасничает и т.п.

— Ай-яй-яй! — воскликнул артист, — да неужели ж они думали, что это настоящие бумажки? Я не допускаю мысли, чтобы они это сделали сознательно.
Буфетчик как-то криво и тоскливо оглянулся, но ничего не сказал.
— Неужели мошенники? — тревожно спросил у гостя маг, — неужели среди москвичей есть мошенники?
В ответ буфетчик так горько улыбнулся, что отпали все сомнения: да, среди москвичей есть мошенники.

— М. Булгаков «Мастер и Маргарита»

Если герой испытывает сильные эмоции, не рассказывайте, а показывайте это.
— Тебе никогда не стать космонавтом! — воскликнул злобно Иван.

То же самое можно написать следующим образом:
Лицо Ивана побагровело, кулаки сжались.
— Тебе никогда не стать космонавтом!

Чувствуется разница?

5. Тщательно следите за тем, чтобы речь героев соответствовала месту, времени, настроению и индивидуальным особенностям героев. Если человек проснулся с похмелья, он вряд ли сможет шутить с девушками; если зэку-лесорубу упала на ногу кувалда, он не воскликнет: «Ай, как больно!»
6. Длина предложений в диалогах должна соотносится со скоростью развития событий. В кризисных ситуациях человек говорит кратко; дома у камина может позволить себе цветистые обороты и поэтические сравнения.

+6

2

Классная статья! Всё очень подробно и доходчиво ))) Многое для себя выделила и поставила галочку, обязательно воспользуюсь этими советами при написании диалогов.

0

3

Потрясающе. Количество информативных и нужных статей меня просто поражает!   :writing:

0

4

И почему я не начала все это раньше? До написания своих совсем не правильно выстроенных рассказов? Все в топку ))) пишем заново )))
Автору спасибо за статью!

0

5

Прям глаза открыли!Спасибо.

0

6

Спасибо огромное.

0

7

Да у меня же половина написанного - диалоги, и почти все неправильные. Дарг! Всё переделывать. Спаибо, что бы я без вас делал?

0

8

Нашел совсем не на первой странице. Круто.
Спасибо! Давно искал что-то подобное. Осталось начать использовать инструкции выше, и научиться наконец.

Отредактировано Ex_majare (22.11.2016 13:05:45)

0

9

Это Вы правильно подметили. Навряд ли после прочтения учебника можно сесть и сразу создать гениальный роман. Я считаю, чтобы усовершенствовать умение нужно делать это на практике.

0

10

яна_лидавец, ознакомтесь с правилами форума, особенно, касающихся рекламы. Спасибо.

0

11

Мой опыт обучения как такового говорит, что лучше учить тому, как не сделать ошибку, чем - как делать правильно, ибо во втором случае мы уже навязываем что-то, а в первом просто говорим, что не очень здорово, оставляя принципиальную свободу действий, а через свободу происходит новизна творчества. М?)

0

12

Действительно полезная и нужная информация!

0

13

Алира написал(а):

Если человек проснулся с похмелья, он вряд ли сможет шутить с девушками;

:D это ещё надо доказать

Отличная информация про диалоги. Алира, спасибо)

0

14

Алира написал(а):

Как писать диалоги

Ничего нового.

Странник написал(а):

лучше учить тому, как не сделать ошибку, чем - как делать правильно, ибо во втором случае мы уже навязываем что-то, а в первом просто говорим, что не очень здорово, оставляя принципиальную свободу действий, а через свободу происходит новизна творчества.

Согласен.

Туся написал(а):

Алира написал(а):
Если человек проснулся с похмелья, он вряд ли сможет шутить с девушками;

это ещё надо доказать

Да, есть разные люди.

Туся написал(а):

Алира, спасибо

Последний раз была тут в 2014-м. Думаешь, ещё зайдёт, чтобы это прочитать?

Про диалоги нам ещё в школе рассказывали, а тут лучше б учили, как делать интересные и красивые описания.

Отредактировано Shteler (03.07.2018 00:55:02)

0

15

Shteler написал(а):

аПоследний раз была в 2014-м. Думаешь, ещё зайдёт, чтобы это прочитать?
            Про диалоги нам ещё в школе рассказывали, а тут лучше б учили, как делать интересные и красивые описания.
            Отредактировано Shteler (Сегодня 00:55:02)

Не знаю, но вообще фнп- без срока давности)
В школе учили, как правильно запятые расставлять. А как не писать - шёпотом прошептал.. не учили)

0

16

Shteler написал(а):

Про диалоги нам ещё в школе рассказывали, а тут лучше б учили, как делать интересные и красивые описания.

диалоги переплетенные с описаниями и действиями - один из лучших рецептов, как по мне

0

17

Кто может писать - пишет. Кто не может - учит других, как правильно писать.

+1

18

Туся написал(а):

В школе учили, как правильно запятые расставлять.

Кроме русского языка там была ещё литература. Вот на ней-то и учили, как писать, а как не писать.

Старый империалист написал(а):

Кто может писать - пишет. Кто не может - учит других, как правильно писать.

Где-то я это уже слышал ))

Shteler написал(а):

а тут лучше б учили, как делать интересные и красивые описания.

Кстати, нашёл почти сразу: Описания. Стоило только поискать в этом же разделе.

0

19

Shteler написал(а):

Кроме русского языка там была ещё литература. Вот на ней-то и учили, как писать, а как не писать.

Значит, вам несказанно повезло.
У меня до 6класса была отличная учительница рус/лит, но по болезни ей запретили работать, и пришла какая-то крашеная курица, которой нужно было, чтобы на каждое прочитанное произведение (Толстой, Гончаров, Чернышевский и иже с ними) мы  рисовали картинку в тетрадке. РИСОВАЛИ!!! Столько лет прошло, но у меня до сих пор дикое желание взять автомат и пройтись по ней зигзагом. Так что меня учили рисовать, а не писать, и хвала богам, что у меня  читающая семья, и благодаря родителям я не перестала ненавидеть литературу как таковую)

0

20

Shteler,

Shteler написал(а):

Кроме русского языка там была ещё литература. Вот на ней-то и учили, как писать, а как не писать.

ок. Штирлиц, твои диалоги идеальны.
Хотя знаешь, если в школе было изо, это ещё не значит, что тебя научили рисовать.

0

21

Туся написал(а):

А как не писать - шёпотом прошептал.. не учили)

А этому вообще нельзя научить. Все более-менее действенные методики либо предельно ситуационны ("Как написать хороший производственный роман, если ты, как и я, суданский шахтёр") либо сводятся к "оторви уже задницу и научись сам". Научиться можно грамотности, но не литературе. Читая книги, можно научиться потреблять литературу, но не производить её.

Любопытно, что обратное неверно. Разучиться писать можно запросто.

0

22

aequans написал(а):

Читая книги, можно научиться потреблять литературу, но не производить её.

очень спорно, и работает по разному на разных людях

0

23

Не видела эту тему. Начало очень познавательное, всё как есть, сама многим перечисленным грешу потихоньку)))

Сколько же всего надо держать в голове при написании...

0

24

выходящие в полуподпольных издательствах тиражем в 500 экземпляров.

((
А советы хорошие. Сразу видно, что профессионал давал.

0

25

Ирина@ написал(а):

Значит, вам несказанно повезло.

Это как раз Вам сильно не повезло.

Туся написал(а):

твои диалоги идеальны.

Не надо лести.

aequans написал(а):

Разучиться писать можно запросто.

Оторвать себе руки?

0

26

Shteler написал(а):

Не надо лести.

Ну тебя же в школе научили)

0

27

Туся написал(а):

Shteler написал(а):
Не надо лести.

Ну тебя же в школе научили)

Не - лести меня в школе не учили ))
А вот литературе - всех. Ну, как выяснилось, почти всех. Жаль, Тусь, что у тебя не было литературы.

0

28

Shteler,  зато у меня была астрономия и военная подготовка ))

0

29

Shteler написал(а):

Оторвать себе руки?

Нет. Читать безграмотное, принять его за норму. Тынь-дынь-дынь - вуаля - и человек сам безграмотен. Потому что наша речь - не только то, что мы говорим, но и то, что читаем и слышим.

+1

30

Алира, спасибо, очень полезно.

0


Вы здесь » Форум начинающих писателей » Советы и заметки » Как писать диалоги