мат в авторской речи? Или что?
Мат в тексте вообще.
Бранную лексику я имела в виду. Лексику. Не брань. Криво выразилась.
Форум начинающих писателей |
Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.
Вы здесь » Форум начинающих писателей » Советы и заметки » Стилистика начинающего автора (стилистика языка)
мат в авторской речи? Или что?
Мат в тексте вообще.
Бранную лексику я имела в виду. Лексику. Не брань. Криво выразилась.
Олег, а у нас под окнами иногда божми-алкаши собираются, дык заслушаешься. Красивый литературный русский. А темы! О литературе, о философии... А мимо планктон какой-нибудь ходит, и всё *ля, да *ля.
Реалии
недавно на Таганке встречали одного (или двух - там непонятно))
Ни один из них не был бомжом в истинном смысле этого слова. Одного из них я назначил бомжом в целях проведения с ним беседы, а второй просто по жизни весёленький.
Мне могло бы быть неловко, но чуваки явно врубились в фишку.
А фотки, и не только с того дня, я так от тебя и жду
Мат в тексте вообще.
Тут сложно без примеров.
Но я точно помню, что в "Мифогенной любви каст" есть случаи блестящего употребления мата в авторской речи - чистый жемчуг. Например.
Не забываем про такое понятие, как "высокоточный матснаряд". Отказаться от этого приёма ради чьих-то белых перчаток? Руки прочь от моей культуры, господа.
И все же, мат это бескультурие.
Интересно было бы узнать мнение других людей на этот счет.
если речь идёт о средневековье, то тогдашние маты сильно отличались от наших. И наоборот, сегодняшные неприличные слова имели вполне нейтральный смысл. Например
б***ь - обман, блядити - обманывать
Мудити - медлить, Мудила - медлительный
Но при этом, не могу вспомнить ни единого примера, где брань уместно и органично вписывается в текст.
Зависит от ЦА.
Олег, а у нас под окнами иногда божми-алкаши собираются, дык заслушаешься. Красивый литературный русский. А темы! О литературе, о философии... А мимо планктон какой-нибудь ходит, и всё *ля, да *ля.
Реалии
Так и я о том. Если в жизни есть, то почему в текстах не должно быть? А бомж или планктон уже частность - вопрос образа. А так-то и политика честного можно отыскать, и святого отца-педофила...
мат это бескультурие
Почему?
Нет, серьёзно. Ведь будет достаточно привести всего один пример мата в культуре, чтобы разрушить это обобщение.
Эллекин, ну так я от своего имени же. Не от имени всего человечества. Мне не органичненько.
Олег, странная логика. А почему а тексте обязательно должно быть как в жизни? Ну или не должно? У текста цель - зеркалом сработать? Тогда ок. Если глубже и художественнее, то не понимаю, в чем проблема
.aequans, ну сотни против единиц.
Отредактировано pinky (11.05.2017 08:13:09)
У текста цель - зеркалом сработать?
Я бы сказал - задача не хуже прочих. Хотя её ставят и не все.
И наоборот - отражая реальность не 1:1, можно прийти к мату, которого в реале нет.
.aequans, ну сотни против единиц.
Соотношение винрара и шлака в культуре вообще примерно таково. Так что это естественно. Единицы стоят сотен.
aequans, для этого есть зеркало. Такая себе задача, на мой вкус.
Единицы стоят сотен в другом контексте. Иначе мат в литературе придётся признать самоценностью.
Я не против мата и проч. Я против того, чтобы считать это нормой и естественным порядком вещей. Пускай остаётся чем-то редким. Тем лучше будет выглядеть на выходе. Кмк. Можно обойтись - надо обойтись
Нельзя - создавай шедевр, чтобы было оправдание.
Типа того.
для этого есть зеркало
Оно не выдаёт текст(
Иначе мат в литературе придётся признать самоценностью.
Любое слово - ценно. Одно ничуть не менее ценно, чем другое. Слова "тетерев", "одеяльце" и "асфальтовый" - вполне стоят друг друга.
Пускай остаётся чем-то редким.
...а ещё есть понятие "матомная бомба". Всё бывает уместным. Это я ещё Сорокина не поминаю.
Если в жизни есть, то почему в текстах не должно быть?
Если есть возможность обойтись без мата, а она есть всегда, стоит так и сделать. Аргумент "мат надо пихать в тексты, потому в жизни люди матерятся" - фигня. В жизни люди запинаются, повторяют дважды сказанное, переспрашивают, употребляют паронимию и так далее, но всё это отражать в тексте - да пусть нахрен идёт такой автор, я лучше почитаю нереалистичную, зато более легко читающуюся книгу.
ценно
Но ценность слова одеяльце не заключается в использовании слова одеяльце. Ценным(=значимым, весомым) оно становится в контексте. А вот у слова *** всё именно так)
Всё бывает уместным
Я знаю. Это всегда ключевой момент. О том и спор)
Оно не выдаёт текст(
Текст, единственная цель которого отразить реальность, никак не обработав её и не осмыслив. Вот как раз оно и есть. Выдало же)
В жизни люди запинаются, повторяют дважды сказанное, переспрашивают, употребляют паронимию и так далее, но всё это отражать в тексте - да пусть нахрен идёт такой автор
Это мнение определённо имеет смысл.
Но есть такое понятие - "допустимая жанровая условность".
Повторы-запинки опускать - это норм.
А мат - раньше было норм, в действующей же культурной парадигме - если есть, значит, есть.
Но ценность слова одеяльце не заключается в использовании слова одеяльце. Ценным(=значимым, весомым) оно становится в контексте. А вот у слова *** всё именно так)
Не-а. Не соглашусь. Слово *** точно так же ценно в контексте. И может быть употреблено к месту или не к месту, красиво или нет.
Текст, единственная цель которого отразить реальность, никак не обработав её и не осмыслив. Вот как раз оно и есть.
Любой текст сам по себе может быть осмыслен в разных направлениях. Совсем по-другому, нежели реальность. Текст может отражать реальность, но не может быть ей.
(да, я в курсе, что противоречу некоторым собственным текстам, но сейчас не о них разговор)
Улыбнул пример с бомжом.
Бомж не император, ни к чему записывать за ним дословно.
Если есть возможность заменить откровенный мат на читабельное ругательство, лучше сделать это. Если мы все же говорим о художественной литературе, а не о бульварщине.
Пример я приведу из кино, но ведь и оно когда-то было сценарием.
В одной из сцен в "Сыщик Петербургской полиции", персонаж констатирует:
-Россея, Россея... Твою маман.
Мог ведь сказать как все знают и привыкли, а получилось и интеллигентно и веско.
Если есть возможность обойтись без мата, а она есть всегда, стоит так и сделать.
Ага. Автор пишет об армии, о казарме, о пошлых анекдотах, о грубости, жестокости, мерзости. И без мата. Конечно, можно не использовать бранные слова в тексте, и когда заденешь косяк мизинцем можно не поминать всех родственников косяка и столяра его сделавшего. Мат вообще не обязательная вещь.
Только смысла в этом я не вижу. Меня больше разочарует недостоверность в тексте, чем какое-то нелюбимое мной слово. Подумаешь, слово...
Мат - часть языка. Всё, от этого никуда не деться.
Просто есть выбор: использовать весь язык или только его часть, но тогда и функционал сужается. Почему бы не использовать все доступные способы выразительности? Откуда такая брезгливость? Мне, например, некоторые качества личности не нравятся: подлость, лицемерие, лживость, так что теперь, не читать и не писать тексты с такими персонажами? Чем эти качества лучше мата? Есть хорошие слова черты характера, а есть плохие слова черты характера...
В жизни люди запинаются, повторяют дважды сказанное, переспрашивают, употребляют паронимию и так далее, но всё это отражать в тексте - да пусть нахрен идёт такой автор, я лучше почитаю нереалистичную, зато более легко читающуюся книгу.
Эллекин, а какая твоя любимая книга (одна из?)?
Мог ведь сказать как все знают и привыкли, а получилось и интеллигентно и веско.
Это смотря как задумано режиссёром. Кто-то хочет показать интеллигентность (само название "Сыщик Петербургской полиции" располагает к этому), а кто-то грязь и лицемерие. Можно доставлять читателю моральное удовольствие, но опять же, это лишь часть литературы, а есть и другие чувства: стыд, отвращение, уныние, разочарование.
Лично я рассматриваю авторский текст, как средство выражения мысли. Всё что её ограничивает - ф топку)
точно так же ценно в контексте
Тут я тоже не соглашусь. Мне кажется, ты свойство этой лексики упускаешь. Она же табуированная. Но спорить не буду - спорила об этом миллиарды раз, с тобой в т.ч.
Текст может отражать реальность, но не может быть ей.
Ага. Как изображение в зеркале)
Ну да. Попытаться осмыслить можно. Но текст может и не вынести какой-то из попыток. Автор может не справиться с задачей и всё такое. Но я о другом - об аргументе "если так бывает в жизни, то пускай так будет и в тексте". У меня вызывает множество сомнений художественная ценность текста, чья единственная задача - отразить, как оно бывает в жизни.
Отредактировано pinky (11.05.2017 09:24:23)
Всё что её ограничивает - ф топку
Язык в ряде случаев тоже можно рассматривать, как ограничение)
У меня вызывает множество сомнений художественная ценность текста, чья единственная задача - отразить, как оно бывает в жизни.
Почему единственная?
А так-то да.
Язык в ряде случаев тоже можно рассматривать, как ограничение)
Разумеется. У человека ещё много органов чувств...
Почему единственная?
Потому что аргумент такой.
Смотри. Использование этой лексики накладывает на текст ограничения, отсекает значительную часть аудитории и проч. И если автор этим пожертвовал, значит это было важно. И тут автор объясняется: ну потому что в жизни так бывает.
Он не использовал бездну других аргументов, а взял именно этот. И получается, если он пошёл на жертвы, то показать, как бывает в жизни было очень важно. Важнее, чем обратиться ко всем людям, не попросив некоторых встать и уйти, важнее, чем выставить текст на всеобщее обозрение и т.п. А значит, это если не единственная, то важнейшая задача.
Я ошибаюсь?
Язык в ряде случаев тоже можно рассматривать, как ограничение)
Ага. И молоток в ряде случаев тоже - ограничение.
Эллекин, а какая твоя любимая книга (одна из?)?
Не понял вопроса. Вот на вопрос о любимой песне, к примеру, я отвечу легко - это "Universal Love Squad" Эпики. А книги... Их слишком дохрена. Ну вот одна из - "И послышался голос" Эрика Фрэнка Рассела. Это рассказ на 100 тыщ знаков, настолько крутой, что я могу только завидовать его автору.
Ага. Автор пишет об армии, о казарме, о пошлых анекдотах, о грубости, жестокости, мерзости. И без мата.
Ну да. Это вполне возможно без потери реализма.
Ага. И молоток в ряде случаев тоже - ограничение.
В эту увлекательную игру можно играть до бесконечности. Перечислив все известные предметы в итоге. Там мысль ещё была на расстоянии одного звена логической цепочки - если любое ограничение в топку, то и топку в топку.
У меня вызывает множество сомнений художественная ценность текста, чья единственная задача - отразить, как оно бывает в жизни.
А кто говорит о единственной задаче текста? Задача может быть любой, а реализм лишь инструмент. Какой смысл отказываться от инструмента?
С тем же успехом можно отказаться от описаний передвижения. Ну, не нравиться, когда нога ступает в грязь, давайте писать о парящих в полушаге людях. Но как-то не очень верится в них.
Он не использовал бездну других аргументов, а взял именно этот. И получается, если он пошёл на жертвы, то показать, как бывает в жизни было очень важно. Важнее, чем обратиться ко всем людям, не попросив некоторых встать и уйти, важнее, чем выставить текст на всеобщее обозрение и т.п. А значит, это если не единственная, то важнейшая задача.
Я ошибаюсь?
Ошибаешься)
Аргумент использован не в защиту текста в целом, а в защиту приёма в тексте в частности. И что значит "глубже и художественнее"? Как это измерить? И почему маты не могут быть частью более художественного текста? Кто определяет? Автор? Публика? Я думаю, найдутся и те, кому маты по душе...
А книги... Их слишком дохрена. Ну вот одна из - "И послышался голос" Эрика Фрэнка Рассела. Это рассказ на 100 тыщ знаков, настолько крутой, что я могу только завидовать его автору.
Спросил, чтобы проверить, есть ли там те приёмы, о которых ты говоришь, что они тебе не нравятся)
Почитаю.
Ну да. Это вполне возможно без потери реализма.
Можно рассказать, и я допускаю, что получится удачно, но можно и показать.
Спросил, чтобы проверить, есть ли там те приёмы, о которых ты говоришь, что они тебе не нравятся)
Сказанул. Это переводная книга, с английского. Там совершенно другая культура мата. Один и тот же fuck в разных ситуациях означает совершенно разное.
Из русскоязычных книг в числе любимых книг таковых нет вообще.
Сказанул. Это переводная книга, с английского. Там совершенно другая культура мата. Один и тот же fuck в разных ситуациях означает совершенно разное.
Из русскоязычных книг в числе любимых книг таковых нет вообще.
Не, я имел в виду не мат, а
В жизни люди запинаются, повторяют дважды сказанное, переспрашивают, употребляют паронимию и так далее, но всё это отражать в тексте - да пусть нахрен идёт такой автор, я лучше почитаю нереалистичную, зато более легко читающуюся книгу.
Это ведь можно использовать для создания образа характера персонажа, описания волнения через диалог и т.д. Создание недостатков - тоже приём, и хороший. Просто нужно научиться его использовать осознанно, а не по неграмотности.
Статья подробная и познавательная. Заставляет задуматься.
Это ведь можно использовать для создания образа характера персонажа, описания волнения через диалог и т.д. Создание недостатков - тоже приём, и хороший. Просто нужно научиться его использовать осознанно, а не по неграмотности.
Это само собой, и у хорошего автора это есть всегда. у меня тоже но даже в этом случае концентрация этих "недостатков" не должна быть большой, а в повседневной речи обычно как раз их очень много.
Это само собой, и у хорошего автора это есть всегда. у меня тоже но даже в этом случае концентрация этих "недостатков" не должна быть большой, а в повседневной речи обычно как раз их очень много.
Даже яд бывает полезен, главное - верно рассчитать дозировку)
Вы здесь » Форум начинающих писателей » Советы и заметки » Стилистика начинающего автора (стилистика языка)