Придумывание миров. Что может быть интереснее?
Взгляну философски на этот вопрос.
Начну с примеров.
В начале двадцатого века жил великолепный, гениальный и любимый многими Роберт Ирвин Говард – создатель Конана-Варвара. Хайборийский мир – его детище? Полностью. Да неужели? Вообще то, Хайборийская эра существует в другом, уже давным-давно придуманном мире. В задумке Говарда - это Земля, правда только 12000 лет назад. Теперь возьмем нашего, затертого до дыр, Толкина. Он не раз отмечал, что Средиземье тоже находится на Земле. Да, на не им придуманной Земле. То есть, что же тогда получается? Основополагающие законы физики, более или менее логичные причинно-следственные связи, опять же, общепринятые понятия об основных философских проблемах (добро и зло, дружба и предательство, хорошо и плохо), понятные диалоги и юмор, сама планета, в конце концов - все это наше, земное, не придуманное. То есть миры, как таковые они не создавали? И это только два самых явных примера. Теперь, давайте разберемся подробнее. Что же тогда они придумали? Окей. Банально, обидно, но что поделаешь? А придумали они всего лишь: первое – персонажей и оригинальные средства коммуникаций между ними, второе – места действия. Для справки: тем же самым занимались не только великие писатели фэнтези и фантастики, но и все остальные всякие там Пушкины, Толстые, Достоевские, Хэмингуэи и так далее, но об этом позже. Притом, давайте на минуту представим, что вот сейчас, после прочтения этого текста, вы включаете новости, а там умные люди говорят вам, что, оказывается, Роберт Говард был не только великим писателем, но еще и гениальным историком, потому что буквально вчера археологи доказали существование Хайборийской эры на Земле, ну ладно, пусть не двенадцать, а одиннадцать с половиной тысяч лет назад. Получается, Р. Говард вообще ничего не придумывал и теперь он не писатель-фантаст, а почти летописец или романист-историк? Так?
Ладно, возникнет закономерный вопрос: ведь эти писатели пусть и рассказывали о Земле, но они создавали все же придуманные города, даже страны, - это ведь тоже своего рода вымышленные миры? Тогда сразу встречный вопрос – исторические романы. Как мы можем быть сегодня уверенными в том, что книги о Древнем Египте или Риме не рассказывают о придуманных мирах? Да вот даже еще один наглядный пример – «Дочь Монтесумы» Райдера Хаггарда. Какой же это исторический роман, если цивилизация Ацтеков, о которой там идет повествование, уже не существует, и мы достоверно не можем узнать, как там все было на самом деле. Исторические хроники, свидетельства современников? Нет. Сегодняшние реалии нам ясно дают понять, что это слишком шаткие, субъективные вещи. На ум приходит такая ситуация: представим, что мы с вами живем ну, например, в пост ядерном мире. Допустим в метро, году эдак в 2099, и наше поколение по вполне понятным причинам утратило связь с предками и не знает своей истории. Как мы отнесемся к случайно найденному собранию томов "Войны и Мира" Л. Толстого? Да, как к придуманному миру. А вот к примеру того же Толкина будем воспринимать как летописца. Почему бы и нет?
А может быть придуманный мир отличается от реального присутствием сверхъестественного (магия, мифические персонажи и т.д.)? Так вот, есть одна книга. Точнее документальный трактат. "Молот Ведьм" называется, где умные, образованные люди пятнадцатого века доказывают, причем вполне логично для того времени, наличие сверхъестественного. И они не считают это вымыслом. А современный читатель считает.
О по настоящему придуманных мирах (не созданных на основании человеческого, где нет, и более того, не должно быть законов логики, физики и других человеческих постулатов) лично я читал только в нескольких произведениях. Это С. Лем "Солярис", К. Воннегут "Бойня номер пять", ну и может быть "Мир призраков" С. Грина. Вот там миры действительно вымышленные. Ничего человекоподобного в них нет, они живут по своим, непонятным нам, законам.
Но многие скажут, в теме топика имелось ввиду вовсе не это. Тогда к чему я веду? А вот к чему.
Я считаю, что, когда мы берем в руки любую книгу, не обязательно фэнтези или фантастику, мы все равно погружаемся в вымышленный, придуманный автором мир. Просто потому что мы его видим через призму чужого, не нашего восприятия. Существовал ли во времена Конан Дойла тот Лондон, что описан в Шерлоке Холмсе, происходили ли события в "Капитанской дочке" именно так как видел их Пушкин. И кто знает, может для больного шизофренией Лавкрафта, Ктулху был вполне реален?
P.S.: А вот еще почва для размышлений. По всем канонам Библия это фэнтези. Да, да, на полном серьёзе. Получается, мы пытались тысячу лет жить по законам придуманного мира? Мы ведь тогда ничем не отличаемся от Толкиенистов, устраивающих показные сражения и разговаривающих на эльфийском языке.
Отредактировано Alex_Sania (06.01.2015 09:14:04)