Появление этого текста вызвано насущной необходимостью довести до некоторых своих коллег собственные взгляды на ремесленные механизмы остросюжетной литературы. Пишущих по вдохновению, презирающих “планы” и “учебники”: нижеизложенное не касается.
Многие пишущие люди рано или поздно сталкиваются с тем, что их герой “зажил собственной жизнью”. То есть начинают осознавать, что мотивации описываемого ими персонажа перестают совпадать с авторским замыслом.
Эта проблема имеет несколько решений.
Можно изменить замысел, “подогнав” его на ходу к проявившейся личности героя. Если персонаж достаточно яркий, то он может вытянуть книгу, но в таком случае историю вряд ли удастся привести к яркому и сильному финалу.
Можно “сломать” персонаж и заставить его действовать без оглядки на правдоподобную мотивацию поступков, но тогда герой получится “картонным”.
А лучше всего на этапе замысла разработать именно такой персонаж, который будет соответствовать рассказываемой истории и сможет довести ее до задуманного финала.
Как это сделать?
Психология - наука более точная, чем это можно себе представить. Опытный психолог в состоянии спрогнозировать поведение конкретного человека в конкретных обстоятельствах. Потому что реакции людей с определенным темпераментом, социальным положением, воспитанием и т.д. абсолютно предсказуемы.
Иллюстрация - классический “тест” на распознавание четырех типов человеческих темпераментов. Человек сидит на скамейке, положив рядом шляпу. На шляпу садится другой человек. Меланхолик начнет ныть. Флегматик пожмет плечами. Холерик вскинется и заорет. Сангвиник посмеется.
В жизни конечно все гораздо сложнее. Меланхолик может оказаться экстравертом, и через год у него и севшего на шляпу завяжется прибыльный бизнес. Сангвиник - только что ушедшим в запас по контузии контрактником из “горячих точек” с пистолетом в кармане. Флегматик - главой организованной преступной группировки, ожидающим встречи с главным врагом … Тем не менее зная обстоятельства жизни и построив психологический портрет любого человека в конкретной ситуации можно определить его поведение с точностью до подпункта статьи гражданского или уголовного кодекса.
Остросюжетная литература описывает людей, находящихся в стрессовом состоянии. В стрессе человек еще более предсказуем чем в обычной жизни, так как его мотивами и поступками управляет подсознание. Если речь идет о привычной деятельности и привычной ситуации (солдат на войне, пожарник на пожаре), то человеком руководят НАВЫКИ. В непривычной ситуации, в особенности когда существует угроза жизни, человек попадает под воздействие ФОБИЙ и КОМПЛЕКСОВ.
Не влезая в дебри психологических теорий, дадим функциональные определения этих понятий в таком виде, в каком они существенны для драматургии.
Психологический комплекс - это эмоционально окрашенная совокупность установок, мотивов и представлений человека о самом себе, оказывающая существенное влияние на его поведение, на его развитие и функционирование психики, подсознательная установка на определенную модель поведения.
Наиболее распространенными комплексами являются комплекс неполноценности и комплекс вины.
В основе большинства комплексов лежат сексуальная невостребованность, неудовлетворенность социальным статусом, что выливается в переживания и-за внешности, “непрестижной” работы, марки машины, района проживания, круга знакомств и т.д.
Фобия - это психохимическое проявление комплексов, которое проявляется выделением определенных гормонов в ответ на определенные внешние факторы. В основном фобии выражаются как сильно выраженный упорный навязчивый страх, необратимо обостряющийся в определённых ситуациях и не поддающийся полному логическому объяснению. В результате развития фобии человек начинает бояться и соответственно избегать определенных объектов, видов деятельности или ситуаций.
Помимо страха-угнетения фобии могут также проявляться в более сильных формах - как непредсказуемое поведение (потеря способности мыслить логически и совершать осмысленные рациональные поступки), невроз, агрессия, истерика, полный уход в себя, категорический отказ от совершения каких-то достаточно тривиальных действий.
Самыми распространенными видами фобии являются агорафобия(боязнь высоты) клаустрофобия(боязнь замкнутых пространств), ксенофобия.
Существует также большое число детских фобий, через которые проходят практически все люди в процессе взросления и становления психики. К их числу относится детская боязнь темноты.
Почему это важно?
Потому что на умелом использовании комплексов и фобий делается вся хорошая коммерческая литература.
Любой триллер, ставший бестселлером, наполовину состоит из описания фобий.
Фабулы Стивена Кинга построены на детских фобиях.
В основе цикла о Гарри Поттере Джоан Роулинг лежат подростковые комплексы.
На чем построены “Сумерки” я не знаю, ибо не читал, но скорее всего там тоже задействованы фобии и комплексы.
Вы хотите иметь читателей столько же , сколько имеют Кинг и Роулинг? Изучайте азы психологии. Условие необходимое, хоть и недостаточное …
Теперь о главном. Что же является первопричиной возникновения комплексов и фобий?
Чаще всего , если верить Фрейду (а он знал…) это ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ТРАВМА.
Психотравма - вред, нанесённый психическому здоровью человека в результате интенсивного воздействия неблагоприятных факторов или острых эмоциональных, стрессовых воздействий на его психику.
В отличие от простого стресса, психотравма не проходит бесследно, а порождает комплекс.
Все психотравмы грубо можно разделить на “дестские” и “взрослые”
Фрейд считал что именно детские психотравмы полностью формируют личность человека.
Есть “стандартные” детские психотравмы, через которые проходят все - рождение, отлучение от груди, первое расставание с родителями (сдача няне или в детский сад). Есть детские психотравмы “нестандартные” - смерть близкого человека, насилие, тяжелая болезнь, катастрофа.
Чем тяжелее детская психотравма, тем паталогичнее личность взрослого.
Ганнибал Лектор из непревзойденной тетралогии Томаса Харриса в шестилетнем возрасте стал свидетелем того, как оголодавшие дезертиры съели его младшую сестру.
Взрослые психотравмы вызываются сильнейшей стрессовой ситуацией - смертельной угрозой, неблагополучием в личной жизни и т.д.
Через тернии теории к звездам практики. Как использовать в тексте психотравмы, комплексы и фобии?
Комплекс с точки зрения драматургии это ВНУТРЕННИЙ КОНФЛИКТ, преодоление которого и является фабулой повествования.
Однако не нужно думать, что вся эта психология годится только для артхаусной “психологической прозы”
Рассмотрим “простенький” пример: фильм “Крепкий орешек-1”, который в 1988 г. взорвал кинокассы.
Первые кадры - садится самолет. Пассажир(Брюс Уиллис) намертво вцепляется в подлокотник. Из диалога с соседом выясняется, что у него аэрофобия, боязнь полетов на самолете. После того, как самолет приземляется, герой забирает игрушку - огромного медвежонка. Такие игрушки выбирают люди, мало общающиеся с детьми и сам по себе подобный подарок (который везут с другого конца страны) - свидетельство комплекса вины перед ребенком.
Зритель не сохраняет в памяти эти эпизоды и не отдает себе отчет, что сценарист уже сформировал в его сознании полный профиль личности главного героя, мастерски играя на комплексах и фобиях. Чуть дальше зрителю рассказывают о том, какую же герой получил психотравму. Маклейн - простой нью-йоркский полицейский, жена которого делает блестящую карьеру в крупной корпорации и вынуждена переехать в Лос-Анжелес. Комплекс социального статуса не позволяет Маклейну последовать за женой, он остается в Нью-Йорке, но разлука с ней и детьми вызывает у него психотравму (которая и проявляется как аэрофобия).
Собственно весь фильм посвящен тому, как Маклейн “спасая весь мир”, спасает одновременно и свою семью, а воссоединение с женой приводит к победе над его комплексом вины. Именно поэтому фильм и выделился из ряда тривиальных боевиков и стал киноклассикой.
Другое дело что в последующих сериях сценаристы и продюсеры продолжали упорно использовать этот прием, но уже более топорно.
В качестве еще одного примера приведу опять же Харриса и его “Молчание ягнят”. Старлинг ловит маньяка, после чего у нее пропадает фобия, вызванная детской психотравмой (ей чудятся крики ягнят, когда она думает о том, что не смогла кого-то спасти)
Описание фобии, точнее ее проявления - очень эффективный прием для повышения напряженности сцены и раскрытия внутреннего состояния персонажа. Кроме того, фобия может быть использована как ключевой момент для сюжета.
Классическая завязка многих хороших триллеров - внешний толчок - включает детскую психотравму, которая возрождает забытую фобию. Пример - “Оно” Стивена Кинга. В фильме великолепно показано, как у пятерых героев, после того, как они по телефону узнают о возвращении “страшного клоуна-убийцы” - их детского ужаса, включаются детские фобии, от которых они давно избавились. Один начинает заикаться, другой хватается за “средство против астмы” , третий вскрывает себе вены.
Также психотравма-комплекс-фобия могут отлично использоваться для описания сюжетного поворота.
Пример. Несколько героев окружены врагами. Единственный путь спасения - тесный подземный ход. Неожиданно обнаруживается, что одного из героев клаустрофобия и при попытке влезть в нору у него начинается неконтролируемая истерика. Как поведет себя он и его товарищи?
Очень часто авторы триллеров рассказывают о психотравме героя где-то в середине повествования, тем самым поясняя читателю его поведение и позволяя посмотреть на описанные ранее события под иным углом зрения.
Любой учебник по сценарной и прозаической драматургии говорит о том, что лучший способ для того чтобы создать яркий , живой персонаж - это показать как он изменяется. Собственно любая хорошая история - это история изменения героя. Преодоление комплексов - самый емкий и эффективный способ, чтобы показать такое изменение.
Наиболее сильный эффект для зрителя и читателя достигается в том случае, если протагонист , одерживая победу над внешним врагом, одновременно разрешает свой внутренний конфликт и побеждает комплекс, вызванный психотравмой.
Итог.
Знание основ психологии и владение приемами для использования цепочки психотравма-комплекс-фобия, вооружают автора мощным и эффективным инструментом, который позволяет не только ярко раскрыть художественный замысел, но и добиться коммерческого успеха.
Раскрытие ключевых персонажей через психотравму делает его мотивы и поступки (особенно в критических ситуациях) естественными и убедительными, а это в свою очередь позволяет избежать потери контроля над собственным текстом.
©тырено у http://monfore.livejournal.com/264004.html