Первый, и для меня наименее привлекательный, вид – это так называемая «ролка», или «Фри РПГ». Полная свобода действия и отыгрыша, ограничивающаяся лишь общими правилами форума и небольшим сюжетом, который обычно остаётся неизменным до конца (а чаще всего такие форумы не имеют «логичной концовки»). Смысла игры, кроме просто отдохнуть и поотыгрывать в своё удовольствие, я там никогда не видел. Вся суть заключается в шатании игроков по игровым локациям и попытках наладить контакт – самое большое достижение в таких играх, когда игроки разбиваются на две и более компашек, враждующих меж собой, что позволяет ввести хоть какую-то динамику. Мастер, в настоящем его виде, в таких играх не нужен, ибо тут он синоним администратора или модератора.
Второй, соответственно более привлекательный для меня, вид – это классическое ФРПГ, или «Сюжетка». Свобода действия и отыгрыша строго ограничивается мастером, который решает – вышло у персонажа то или иное действие, или он всё-таки провалился в своих стремлениях. Сюжет представлен, обычно, в двух видах – информация для игроков и информация для мастеров, которые могут в корне отличаться друг от друга, динамично развивается и меняется, следуя направлению действий игроков и реакции мира на эти самые действия. Мастер воплощает в себе этот мир, отвечая на каждое действие каждого персонажа и описывая реакцию мира на «постороннее» вмешательство. Этот вид форумной игры менее динамичен, в плане скорости игры, нежели предыдущий, но намного интересней и динамичней, в плане сюжета, хоть и требует огромных умственных затрат для Мастеров.
Оба вида ФРПГшных забав обладают своими плюсами и минусами, каждый сам решает, что ему ближе и что ему по душе. В своё время я пытался создать симбиоз «Фри» и «Сюжетки», но мои стремления не были оценены большинством форумчан, которые продолжали ходить друг другу на чай и «хентаиться» где попало, не обращая внимания на мои зацепки для сюжета и прямые предложения «продвинуться». Учитывая, что это всё происходило в неприветливом пост-апокалипсис мире, где не только различные виды хомо сапиенсов на ножах друг с другом, так ещё и различные организации, правительства, повстанцы… Но им нужен был только антураж для хентая и убийства времени. Тем не менее, я до сих пор думаю, что создать подобный идеальный симбиоз возможно, но для этого нужны игроки, которые понимают саму суть РИ, и мастера, которые смогут проникнуться атмосферой игры. Ладно, не буду уходить в сторону, так что продолжим по теме.
Что же такое мастер в ФРПГ и как он работает? Сначала немного теории и истории.
Мастер, или ведущий, рассказчик, гейм-мастер, GM (быт. гэ-эм), DM (быт. дэ-эм) — один из участников игрового процесса, имеющий бо́льшую власть над сюжетом, чем игроки. В традиционных играх игроки отвечают за действия своих персонажей, а мастер — за результаты их действий, реакцию и события мира.
После перехода от настольных игр с миниатюрами к настольным ролевым играм стало ясно, что требуется посредник между игроками и происходящим в игре. Игроки больше не сражались друг против друга, ведя в бой банды или отряды. Они совместно выполняли общую задачу, в рамках чего каждый действовал от лица одного-единственного персонажа.
Посредником в противостоянии игроков и всех остальных стал мастер. Этот человек отвечал за расстановку сил в конфликтах, размещение ловушек, монстров и сокровищ на карте подземелья, зачастую за составление самой карты.
Впоследствии его роль расширилась. В играх, где упор делался на сюжет, мастер стал тем, кто отвечал за создание этого сюжета из заранее запланированных им ключевых сцен и событий, за направление игроков по наиболее интересной линии, ну и, разумеется, за козни врагов.
Как же работает мастер в Форумных Ролевых Играх? Так же как и полагается мастеру в любой Настольной Ролевой Игре, но с упором на то, что в пост можно вложить намного больше описания и информации, чем при игре за столом, когда приходится выдавать в основном только нужную. После действия игрока или группы игроков, мастер пишет реакцию мира на их действия. Если в «Фри-ФРПГ» появление демона-игрока посреди таверны из пылающего портала и последующий заказом у тавернщика остаётся на откуп игроков, которые могут посчитать это вполне нормальным, то мастер руководствуется логикой мира и подобное поведение может вызвать панику среди посетителей и побег тавернщика через задние помещения, а через несколько секунд ДМ может ввести событие, что в комнату вбегает стража с государственными магами, готовыми к бою. Если такое ВДРУГ случилось в «Фри-РПГ», то игрок вправе сам решить – сможет он уничтожить противников, или разыграть «трагичную сцену проигрыша», в то время как мастер будет сам решать – удалось ли демону спалить магов, пришло ли подкрепление, вернулся ли трактирщик вооружённый трёхсотфунтовым арбалетом. Большая часть игроков, которые страдают переизбытком ЧСВ и обострением ФГМ, не любит такие игры, ибо в них нельзя творить то, зачем они пришли на форум вообще, а именно – «покрутить яйцами». Доказать, хотя бы здесь, что они круты. Тем не менее, горстка настоящих ролевиков будет встречать такой вид ФРПГ с радостью, ибо они заставляют трижды думать, вникать в своего персонажа, его мотивы и желания, и соответствовать миру.
Одно из самых ярких отличий одного вида форумных РИ от другого – это прописанность мира. Если для игры на «Фри» требуется банально знать, где проходит игра и кто участвует, то в «Сюжетках» описание мира составляет не один а4 лист (как это я увидел на Новом Риме 2510. «Респект и уважуха, чуваки!»©) и в нём указывается всё – от культуры, языков, одежды и до механики работы магии, технического уровня и хронологии событий. Один мой знакомый, который считает себя «ПРОСТО НАИШАКАРНЕЙШИМ ИГРОКОМ!» однажды заявил мне, что никто не будет сидеть и читать такую мутотень, надо всё умещать в один хороший пост, но позволю себе с ним не согласиться – для меня такой объём информации более, чем приемлем, он позволяет создать персонажа более красочного, глубокого и интересного, нежели при «полной свободе выбора и фантазии».
Так же, важным отличием является «логичный конец» - момент истины, когда ролевая игра подошла к своему завершению. Чаще всего это просто конец витка, перед началом нового, но иногда встречается и такое, что администратор благодарит игроков, компилирует важные события, создаёт нетбук из постов и прикрывает лавочку. Чем же это лучше банального «Фри», вы спросите? Игра не успевает надоесть и позволяет потом вспоминать – «А как я того стражника по башке то двинул, а? Помнишь? А дракон? Ооооо, с драконом мы долго возились, его загадки меня в тупик ставили». И эта ностальгия может длиться очень долго.
На этой пафосной ноте сегодня закончу. Дорогие администраторы, подумайте, что вы хотите создать – очередной быстро приедающийся хентай проект или действительно Ролевую Игру? Подумайте хорошенько и ответьте сами себе. Всегда ваш – Волчег.