Прекрасное.
"Что бы вы ни сказали, ни сделали, ни надели, ни придумали или ни сочинили, вы обязательно окажетесь под перекрестным огнем похвальбы и критики. И чем ярче будут ваши платья и оригинальнее идеи, чем смелее вы будете высовывать нос из своей теплой кастрюли комфорта, тем чаще будете получать в него поцелуи и плевки. В оценочном мире, где каждый имеет на все свои виды и взгляды, пленных не берут.
Нет, оно понятно, что без критики и разумных сомнений никуда. Все бы давно потеряли всякую связь с реальностью и утонули бы в комплиментах и лести, если бы не светлые головы, способные в нужный момент сказать, что вы налажали, зарвались или вырядились, как макака. Мир не обязан сходить с ума от счастья от каждого вашего шага и слова, больше того, мне было бы как-то не по себе, не будь рядом людей, способных сказать, что я плохо выгляжу и мне надо выспаться и что у меня пятнадцать ошибок в последнем тексте. Мне нужны союзники, мне не нужны зарвавшиеся костоломы.
Да, всем нравится ободрение и всех тревожит критика. И мы все, так или иначе, зависим от мнения окружающих. Вопрос в том, как можно и нужно обращаться со всем этим. Вот вы прибегаете к близкому человеку с горящими глазами и, захлебываясь, рассказываете о какой-то грандиозной идее, которая вас осенила, а вам в ответ говорят: «Ой, ну не знаю, ерунда какая-то…». Теперь притормозите и посмотрите на этого человека внимательно. Потому что он может быть прав, и вам надо еще десять раз обдумать свою идею, чтобы из нее не получился очередной пшик. А возможно, он вообще не прав, и им говорят его собственные некомпетентность, трусость, безынициативность, зависть, в конце концов. И вот это умение распознавать, что это сейчас было, полезная информация или свинское подрезание ваших крыльев – крайне важное качество. Потому что влияние наших близких на нашу жизнь, это не комментарии на фейсбуке. Тут могут такого наворотить, что потом мало не покажется.
В ранней юности, когда мне море было по колено и я не боялась вообще ничего, я придумала снять документальный фильм о молодых лимитчиках Москвы. Разработала план, договорилась об интервью, таскалась везде с камерой, встречалась, снимала, монтировала, озвучивала, писала тексты. Я мало ела и плохо спала и была по уши в процессе. И, хотя я тогда мало что понимала в профессии, мне было страшно интересно и весело.
А потом я показала пилот родственнице, которая как раз все прекрасно понимала, и получила от нее такой пинок под зад, что даже сейчас, спустя много лет, не могу забыть о нем. И знаете что? Она была права: это все было плохо снято, отвратительно смонтировано и, вероятно, еще хуже озвучено, это все должно было пойти под нож и полететь в ведро, но вместо этого туда полетела моя голова. Я не получила ни совета, ни помощи, ни, упаси боже, одобрения, а только яркий спич о том, что я бездарь и у меня нет будущего. О чем она тогда думала? О красоте склейки? Возможно. О чистоте жанра? Наверняка. О профессионализме? Очевидно. Обо мне? Ни минуты.
Меня спасло то, что меня так любили до встречи с ней, что я как-то выкарабкалась. Но на всю жизнь поняла, что есть люди, которые вам скажут неудобную правду и помогут, а есть вандалы, которым вообще все равно. Они рождены, чтобы разрушать. И постоянно пробовать чужие конструкции на прочность.
После встречи с парой-другой таких правдорубов приходит понимание того, что надо выбирать людей, которые не льстят и не запугивают, которые способны на конструктивную критику и конструктивную похвалу. Прислушиваться к ним, сверяться с ними и… все равно делать все по-своему. Потому что ошибаются абсолютно все. Даже в фактах и уж совершенно очевидно - в оценках и прогнозах. И перед вами все равно всегда будет стоять вопрос, вам что дороже – собственный опыт или чужое мнение и одобрение."
(с) Этери Чаландзия