В топе очень полезная статья. Добавить особо и нечего, лишь в некоторой степени обобщить и перефразировать.

Что нужно всегда понимать о диалогах, так это то, что они чаще всего просты.
Человеческий мозг имеет свои ограничения. Чтобы высказать предложение, люди должны с самого начала "видеть" его, то есть, охватывать его своим вниманием полностью, знать до самого конца. А в случае длинных, сложноподчинённых предложений это трудно сделать.
Внимание и ум - вот две составляющие лиалогов.
Надо понимать, что в ситуации когда персонажа отвлекают внешние или внутренние факторы, его реплики будут короче и проще. Порой даже односложные и/или с задержкой. Например, когда мы пишем смс, а к нам обращается друг рядом:
"- Ты собираешься завтра на матч?
- Наверное, - говорит он, не отрывая взгляд от экрана мобильного телефона. - Скорее всего, да.
Затем отправляет сообщение и прячет телефон в карман джинсов.
- Я хотел бы пойти, но сеструха вкрай оборзела. Забрала мой билет вчера и распустила нюни перед батей, мол, ни разу не была на стадионе, а всегда мечтала. Сучка".
То есть, во второй части он уже не отвлекался на печатание, его внимание полностью поглотила тема, поднятая другом. В спокойной обстановке, когда мы не должны следить за тем, чтобы нас не сбила машина или чтобы подлетающий голубь не обкакал, по диалоги могут быть ещё длинне и размереннее. С бокалом вина у камина, с бутылкой пива у костра, со стаканчиком кофе в парке...
Но есть люди, чей разум может быть сосредоточен на речи в любое время и за любым занятием. Учёные, писатели (ага)), публицисты, политики, дипломаты - те, чья профессия - формулировать мысли чётко и ясно.

И лучший инструмент для проверки своих диалогов - озвучивание. Прочтите вслух реплики персонажей (или про себя). Можно с выражением, представляя где и в каких условиях находится ваш герой. Трудно ли ему говорить или тяжело, спешит он или времени вагон и другие факторы. Вообще, для любого описания полезно ставить себя на место фокального персонажа. Что он видит? Что он слышит? Что ощущает? Воображение не только для того, чтобы придумывать, но и для того, чтобы вместе с персонажем жить его жизнью и показывать эту жизнь читателям.
Пример спешки:
"- О! Серёга, давно не виделись. Как дела, дружище?
- Привет, - торопливо сказал парень. - Рад видеть. Звиняй, очень спешу.
Он бросил взгляд на часы.
- Опоздаю, босс убьёт.
- Ладно. На красный хоть не беги, а то сегодня водилы какие-то агрессивные.
- Ага, - кивнул Сергей с отсутствующим видом и побежал на красный."

И диалоги должны добавлять словав автора, в том смысле, что они должны быть похожи на диалоги, чтобы передать те эмоции, то состояние, в котором находится персонаж. Не нужно писать длинные, подробные описания между репликами, если герой куда мчится и ему некогда. Темп должен чувствоваться не только в диалогах, а по всем тексту. Но это уже совсем другая история)