Форум начинающих писателей

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Форум начинающих писателей » Советы и заметки » Тернии начинающего писателя


Тернии начинающего писателя

Сообщений 1 страница 24 из 24

1

Как ни странно, но практически все начинающие писатели в своем пути к вершинам мастерства идут по одним и тем же граблям.

Грабли первые: Отсутствие Идеи.
Без идеи, без стремления высказать какую-то мысль все попытки Автора что-либо написать превращаются в бессмысленные упражнения по бессистемному оттачиванию мастерства.
К тому же без стимула высказать Идею текст очень быстро затухает и остается недописанным.

Грабли вторые: Нежелание переписывать.
Текст никогда не получается идеальным с первого раза. Его всегда есть куда улучшать. Но это вовсе не значит, что текущий вариант ужасающ донельзя. Просто в нем есть слабые места. И их надо учиться видеть самому.
Еще очень важно понимать, что чем больше массив текста, тем страшнее и труднее браться за его улучшение.

Грабли третьи: Ошибки стиля
1. Стремление к украшательству, вычурные тропы и фигуры, нагромождение эпитетов, причастий, наречий.
2. Как подпункт - крикливые, замысловатые тропы и фигуры, которые настолько отдалены от описываемого предмета или явления, что все ассоциации теряются.
3. Частое употребление "возвышенных" абстрактных понятий вроде вечности, бесконечности, абсолюта, смысла жизни, богов, нирваны и т.п. Сюда же относятся неуместные "философские" отступления, состоящие из довольно банальных сентенций, афоризмов и всё тех же "возвышенных" слов.
4. Подмена описания потоком сознания и обрывками собственных эмоций.
5. Неточно подобранные слова или вовсе нарушения лексической сочетаемости.
6. Телеграфный стиль изложения, оборванные, обрубленные фразы, словно это не художественный текст, а конспект. Подробнее: грабли девятые НО! Не стоит впадать и в излишнее словоблудие.
7. Перескакивание с одной мысли на другую, иногда многократное, со столь же внезапными возвращениями к мысли первоначальной.
8. Нелогичность поведения персонажей. Персонажи ведут себя не так, как должны бы в соответствие с характером, а так, как это требуется в данный момент автору.
9. Фактологические ошибки.

Грабли четвертые: Неприятие критики
Критику не любит никто. Сколь бы конструктивной и оправданной она ни была. Потому что критикующий почти никогда не говорит о прогрессе, успехах автора в работе над ошибками. Отчасти оттого, что после первого же намека на критику автор с воплями бросает текст.

Грабли пятые: Скачущий фокус
Если представить описываемое в тексте как условный фильм, то это будет похоже на дрожащую расфокусированную камеру, выхватывающую сцены секундной длины. А если еще и пьяный монтажник намешает в кучу съемку с разных "точек", то вместо цельной картины выйдет каша.

Грабли шестые: Поиски своего стиля
Всякий начинающий писатель, а тем более - МТА, озабочен стремлением выделиться из общей массы и поэтому любые попытки причесать свой текст (убрать из него авторские особенности) воспринимаются в штыки.

Грабли седьмые: Ружье на стене
"Если в первом акте пьесы на стене висит ружьё, то в последнем акте оно непременно должно выстрелить". А.П. Чехов.
Наличие деталей, описаний, событий, не несущих никакой смысловой нагрузки в развитии сюжета - это тоже элемент Неповторимого Авторского Стиля. Способ показать "а я еще и вот эдак писать могу"

Грабли восьмые: жвачка вместо текста

Грабли девятые: скудность описаний [спасибо Assez]
Эта ошибка встречается едва ли не у всех. Когда вроде бы дал какое-то определение объекту, а картинки нет. Скажем, написал что персонаж (особенно если главный, не второстепенный) одет в куртку и штаны, и все. Возникают следующие вопросы: 1) какая у него была внешность? 2) какое было телосложение, а для образа это один из наиболее важных параметров 3) если он был одет в куртку и штаны, то предполагается что больше на нем ничего не было? (см. штаны Арагорна). Парадоксом еще может недостаточность описаний одновременно с их словоблудием, когда автор упоенно расписывает узор на левой пятке героя, а в итоге мы так и не узнали хотя бы цвет его волос.
Собственно, процитирую Стругацких:

То и дело попадались какие-то люди, одетые только частично: скажем, в зелёной шляпе и красном пиджаке на голое тело (больше ничего); или в жёлтых ботинках и цветастом галстуке (ни штанов, ни рубашки, ни даже белья); или в изящных туфельках на босу ногу. Окружающие относились к ним спокойно, а я смущался до тех пор, пока не вспомнил, что некоторые авторы имеют обыкновение писать что-нибудь вроде «дверь отворилась, и на пороге появился стройный мускулистый человек в мохнатой кепке и тёмных очках».

Грабли очередные: ?
Есть идеи?

Отредактировано Voden (20.04.2013 18:34:14)

0

2

Буду рад, если этот список грабель будет расти и можно будет вместо долгого и нудного перечисления ошибок в тексте, говорить, по каким граблям станцевал автор текста ;)

0

3

Грабли номер один: если нет идеи...

Памятка для "только что подумал, что не хочу быть царицаю, хочу быть владычецой морской". Грабли три - тупо всё слил в кучу. Причём, каждые из "грабель" можно расписать куда более шире. И, если я не ошибаюсь, это уже много кто пытается делать, да всё никак не сделает. Но вы молодец, вы решились это сделать. Не забудьте отметить знания русского языка, хотя бы. Все новенькие такие само...

0

4

Третьи грабли я намеренно свалил в кучу: такие ошибки обычно соседствуют.
Малограмотность текстов трудно считать граблями - это скорее кирпич на шее.

Что же до скудности в описаниях, то буду рад, если кто поможет расписать все подробнее и глаже.

0

5

Скудность описаний, карамель в описаниях. Вот вам ещё грабли. А ещё восприятие критики, работа с текстом  и влияние других на текст. Вот вам огромные грабли, если вы этого не отмечали, некогда перечитывать.

0

6

Pumpkin head написал(а):

Скудность описаний

Voden написал(а):

6. Телеграфный стиль изложения, оборванные, обрубленные фразы, словно это не художественный текст, а конспект. НО! Не стоит впадать и в излишнее словоблудие.

Pumpkin head написал(а):

карамель в описаниях

Это про сюсюканье? или как? Не очень понял.

Pumpkin head написал(а):

восприятие критики, работа с текстом  и влияние других на текст

Voden написал(а):

Грабли шестые: Поиски своего стиля
Всякий начинающий писатель, а тем более - МТА, озабочен стремлением выделиться из общей массы и поэтому любые попытки причесать свой текст (убрать из него авторские особенности) воспринимаются в штыки.

Вроде все упомянул, кроме "карамели", нет?

0

7

Карамель... Тягучесть. Динамика текста пропала из-за излишества описаний, причём очень большого описания. А как насчёт мировой фразы про ружьё на стене? Считаю, тоже... ошибка.

0

8

Т.е. украшательства и детали текста, не несущие смысловой нагрузки? Да, тоже грабля. Заношу.

0

9

Эти украшательства больше в малой прозе встречаются, нежели в крупной. Представим ситуацию, вы пишите про тайну, долго описываете зеркало, и, вдруг, выясняется, что виновник тайны был табурет. Вот те на те, хрен в томате. А ещё... возникли две идеи. Первая, это использовать раздел "советы и заметки", второй, это приводить примеры. Примеры можно с форума. И обязательно их разъяснять. Тогда у вас будут и лопатки, и совки, и ведёрки, и сад.

0

10

На счет прыгающего фокуса, такая ошибка распространена?

0

11

Змеар написал(а):

На счет прыгающего фокуса, такая ошибка распространена?

Да, как ни странно, она довольно часто встречается в начальных вариантах текстов. Но обычно она достаточно быстро исправляется. Если, конечно, это не специальный художественный приём.

0

12

Pumpkin head написал(а):

Первая, это использовать раздел "советы и заметки", второй, это приводить примеры. Примеры можно с форума. И обязательно их разъяснять. Тогда у вас будут и лопатки, и совки, и ведёрки, и сад.

Боюсь, что для поучения на конкретных примерах нужен богатый опыт работы редактором и корректором.

0

13

Мне сейчас пришла просто... сверх мысль: сейчас вы пишите оглавление к бестселлеру "начинающие писатели, эти грабли для вас". С: Точно! Вы должны её написать. Я прям вижу. И я сейчас говорю это на полном серьёзе. задумайтесь над этой идеей.

0

14

"Хождение по граблям для чайников"? ;)
Нет, в просветительской литературе я не силен. Опыта недостает.

0

15

Voden, у меня тоже, но это не мешает мне фантазировать вашу книгу. на днях, я всё-таки смечтаю себе "культура речи", что-то подобное. Было принято решение искоренить тьму в завитушках (в мозгу). Так что, галвное начать. Начать и не бояться. И я ведь не говорю, что это всё будет через год. Может через десять, может через двадцать... Но такого "пособие для" нет. Точно нет. говорят, его невозможно написать, но я вот о чём: можно написать некоторые правила, "законы", а вот уметь их с лёгкостью нарушать говорит о наличии опыта, мастерства, навыка, таланта. Это я к тому, что "чайникам" достаточно рассказать чего делать не следует, но это ведь только рассказ, если вы понимаете о чём я. С:

0

16

Грабли восьмые распишите. Главное оружие писателя - глагол. Но глагол ничто, если нет "прилагательного". Дуэт. Грабли девятые: всё и ничего. НА (начинающий автор) работает сразу над несколькими работами, как "за двумя зайцами", а эти зайцы возьми и в разные стороны. Всё равно, выбор сделать придётся. Так вот, проблему отсутствия приоритета было бы неплохо обозначить. И ещё, вопрос про вдохновение. надо НА привить ту мысль, что вдохновения не существует. Это "отмазка для ленивых". Что "писатель", это прежде всего работа. Работа днём, ночью, в хорошую погоду, зимой, когда настроение хорошее, или плохое. если знать. что "вдохновения" не существует, творческие кризисы проще пережить. Быстрее. Творческие же кризисы ещё и от отсутствия идеи С:

0

17

Voden написал(а):

Что же до скудности в описаниях, то буду рад, если кто поможет расписать все подробнее и глаже.

Эта ошибка встречается едва ли не у всех. Когда вроде бы дал какое-то определение объекту, а картинки нет. Скажем, написал что персонаж (особенно если главный, не второстепенный) одет в куртку и штаны, и все. Возникают следующие вопросы: 1) какая у него была внешность? 2) какое было телосложение, а для образа это один из наиболее важных параметров 3) если он был одет в куртку и штаны, то предполагается что больше на нем ничего не было? (см. штаны Арагорна). Парадоксом еще может недостаточность описаний одновременно с их словоблудием, когда автор упоенно расписывает узор на левой пятке героя, а в итоге мы так и не узнали хотя бы цвет его волос.

Собственно, процитирую Стругацких:

То и дело попадались какие-то люди, одетые только частично: скажем, в зелёной шляпе и красном пиджаке на голое тело (больше ничего); или в жёлтых ботинках и цветастом галстуке (ни штанов, ни рубашки, ни даже белья); или в изящных туфельках на босу ногу. Окружающие относились к ним спокойно, а я смущался до тех пор, пока не вспомнил, что некоторые авторы имеют обыкновение писать что-нибудь вроде «дверь отворилась, и на пороге появился стройный мускулистый человек в мохнатой кепке и тёмных очках».

Отредактировано Assez (19.04.2013 08:54:33)

+1

18

Assez, Я про скудость описаний грабель ;)
Или этот текст - к какой-то из грабель? Но к какой?
Pumpkin head, Но восьмые грабли не про глаголы и прилагательные... Как мне кажется.
Что же до распыления на множество работ... это, скорее из области советов "как сконцентрироваться и начать писать", а не собственно грабля в тексте. И про вдохновение. наверное, тоже. Или я слишком узко смотрю?

0

19

Узко.

0

20

Voden, можете это в отдельную выделить, это недостаточность описаний.

0

21

Добавил, спасибо!

0

22

Список получился оооочень правдивым))) Обязательно буду периодически его перечитывать. Вы большой молодец, что создали такую тему! Я много искала в интернете информации, находила, но Ваш мне стал ближе и понятнее всех))

0

23

Key-Key, спасибо на добром слове!

Хорошо бы его расширять и дополнять :)

0

24

Там Стругацких процитировали. Забавно, конечно.
Но как же определить оптимум?
Даже если "размазать" описание по действию, критики скажут, что:
а) скачет фокус
б) много информации, перегруз
в) пестрение описанием.

К слову сказать, братья сами грешили подобным. Над чем и посмеялись в Понедельнике.
Кто скажет, как выглядел Привалов? Что носил? Цвет его трусов?
А Выбегалло что носил? Мне помниться только портрет Амвросия Амбруазовича на стене кабинета, в благородных кудрях и темной мантии.
:)

0


Вы здесь » Форум начинающих писателей » Советы и заметки » Тернии начинающего писателя