В давние времена, в далекой-далекой стране, называемой Индией, и славной своими сказочными сокровищами, волшебными дворцами в великолепных садах и легендарными умениями мастеровых и ремесленников, правил благочестивый князь - или как величался он в тех землях - раджа. Его подданные жили счастливо, прославляя доброту, щедрость и справедливость своего правителя. Никто и никогда не уходил от него с пустыми руками. Поистине это был самый великодушный и щедрый душой правитель. Он посвятил всю свою жизнь защите слабых и облегчению участи страждущих, и даже княжеский суд свой вершил он справедливо и беспристрастно, чтя законы предков.
Слава о добром владыке разлетелась далеко за пределы страны и дошла до богов. Испугался бог Индра, что слава раджи затмит его собственную, и тогда задумал он испытать князя, призвав к себе бога смерти Яму, дабы испросить его мудрого совета:
– Слыхал ли ты о достойном правителе, которого не устают славить его подданные? Так ли он искренен и великодушен в своей доброте? Я хочу испытать его.
Грозный владыка Яма сразу догадался, что царь богов Индра боится, что в памяти людской может забыться его слава, но, чтобы не прогневить бога, он ничего не сказал.
И вот оба бога обернулись птицами: Индра – соколом, а Яма – красивым белым голубем, и полетели в царство смертных.
Трепещущего от страха голубя преследовал кровожадный сокол. В это время князь сидел у себя во дворце и творил правый суд. Вдруг, хлопая крыльями, слетает к нему на колени голубь и молит:
– О, великий владыка! Защити меня, спаси от губителя-сокола!
Правителю стало жаль прекрасную птицу, он укрыл её у себя на груди и сказал:
– Не бойся, голубь, у меня на руках ты в безопасности.
Не успел произнести он эти слова, как в окно влетел сокол.
– Великий государь, рассуди по справедливости! – воззвал сокол к государю. – Многие создания на свете живут тем, что убивают и поедают других. Этот голубь – моя добыча. Ты лишаешь меня пропитания и совершаешь несправедливость.
– О, князь! – взмолился голубь. – Ты обещал защитить меня. Я прошу твоего заступничества - так сдержи своё монаршее слово.
Сокол продолжил:
– О, владыка! Ты восседаешь на троне правосудия. А как же быть тогда с моим правом? Я голоден.
Князь, поглаживая у себя на груди испуганную птицу, ответил:
– Нет, сокол, я не отдам тебе голубя, - решительно произнес он, поднимаясь со своего трона. - Мой долг защитить его. Если ты голоден, то здесь у меня нет недостатка в пище. Я прикажу своим слугам досыта накормить тебя мясом. Ешь сколько твоей душе угодно.
– О, господин! Я не ручная птица, и ем только ту дичь, которую сам убиваю. Если уж ты решил спасти этого голубя, вырежи из своего тела кусок мяса, равный по весу, и дай мне. Его я съем. Но сначала хорошенько подумай – ты молод и можешь наслаждаться жизнью. Разумно ли жертвовать своим прекрасным телом ради какой-то мелкой птицы?
– Я согласен, - не долго думая ответил правитель. - Ради защиты тех, кто ищет у меня убежища, я готов пожертвовать самой жизнью. Богатство и молодость не вечны. Только честь и справедливость остаются с человеком до конца его дней.
Видя, что правитель их тверд в своем решении, и на него надвигается беда - придворные и министры взмолились:
– О, великий государь! Видно, какой-то демон хочет твоей гибели, вот он и прикинулся соколом. Не поддавайся на обман, не слушай его требований.
Но князь был непреклонен. Однако, даже мудрый раджа не предполагал, что испытание это непростое, а с подвохом. Только не желал он рисковать жизнями своих придворных и подданных, что вверили себя его заботам. Уж коли высшим силам угодно было испытать его, то как правитель и воин, и как мужчина, с честью выдержит всё уготованное для него богами.
По его приказанию в зал внесли весы. На одну чашу он поместил голубя, а на другую положил кусок мяса, который сам вырезал из своего бедра. Но чаши всё не выравнивались, и сокол сказал со злорадством:
– О, раджа! Ты, видно, думал, что голубь весит мало и ты отделаешься кусочком своего бедра. Еще не поздно – не упрямься, отдай мою добычу. Напрасно ты кромсаешь свое тело – ты погубишь себя.
Не дрогнув, князь произнес:
– Сокол, мое обещание дороже мне самой жизни. Смотри же, я выполняю твое требование.
И раджа вырезал еще кусок мяса из своего бедра. Так он отрезал кусок за куском и клал на чашу весов. Но голубь по-прежнему перевешивал. Государь совсем ослабел и потерял много крови. Ему уже не хватало сил самому резать свое тело. Но никто из министров и придворных не решался на такое страшное дело. И вот, собрав последние силы, он сам собрался сесть на чашу весов.
При виде такого самопожертвования Индра и Яма приняли свой истинный облик, и владыка богов Индра сказал князю:
– О, справедливейший из правителей! Ты выдержал испытание! Твое самопожертвование достойно прославления в веках, - и сделал его вновь здоровым и невредимым.
Устыдился Индра, что усомнился в искренности его, и попросил прощения:
– Прости меня, княже, за то, что я причинил тебе такие страдания.
Почтительно сложив руки, раджа смиренно ответил:
– Напротив! Для меня было честью, что ты посчитал меня достойным своего испытания. Я, как правитель своего народа, должен уметь не только убивать на войне, но и умирать за любого из моих подданных.
– Истину ты говоришь, о, владыка, – сказал Яма. – Слава земле, которая носит такого государя! Да славен будешь ты и правление твоё в веках и памяти потомков! И да продлится оно как можно дольше, а в последний час земной своей жизни без страха войдешь ты в чертоги мои, и встречу тебя со всем почтением, которое ты заслужил и заслужишь ещё благими деяниями своими. И бессмертной останется слава твоя, передаваемая на устах и в письме из поколения в поколение, и приравнен ты в славе своей будешь великим богам.
Отредактировано Маргарита Андреева (17.05.2020 15:15:53)