Давным-давно жил в Шотландии жил один фермер по имени Томас Лермонт, который славился на всю округу умением искусно играть на вистле и сочинять баллады, как бродячий бард.
Как-то знойным летним днем на берегу ручья, расположившись в тени раскидистого дуба, Томас играл на вистле, сочиняя новую песню к предстоящей ярмарке. От жары музыканта разморило. Рассеянно играя на инструменте, услыхал Томас поверх собственной мелодии чистую музыку, подобную перезвону маленьких хрустальных колокольчиков.
Привлеченный чарующими звуками, Томас бросился сквозь дубраву, остановившись у залитой солнцем поляны. И увидал деву, прекраснее которой в жизни не видал. Златовласая дева в шелковом платье и бархатном плаще цвета драгоценных изумрудов горделиво восседала на белоснежном жеребце, что грациозно ступал меж деревьев. Каждая прядь белой гривы коня заканчивалась маленьким хрустальным колокольчиком, которые переливались в такт движениям чарующей музыкой. То была сама королева эльфов.
Мужчина опустился на одно колено перед прекрасной всадницей, приветствуя её.
Дева остановила коня и ласково улыбнулась, протягивая свою изящную белую руку для поцелуя.
Прекрасная королева попросила Томаса сыграть для неё, и мужчина не в силах был отказать ей в том.
Никогда прежде не играл он столь вдохновенно. Когда же он закончил играть, то дева не стала скрывать своего восторга и восхищения его игрой.
В награду, она обещала исполнить любое желание музыканта. И тогда он прикоснулся к сладким устам королевы. Как только Томас поцеловал её, красавица сообщила, что за свой дерзкий поступок он должен теперь отслужить ей семь земных лет.
Но чары любви были столь сильны, что влюбленный мужчина не сожалел ни о чем, с радостью последовав за ней.
И вот перед ними предстала развилка, расходящаяся на три пути. Первая из дорог, крутая и узкая, поросла густым терном и диким шиповником. Вторая, широкая и прямая, шла густыми полями с восхитительными ароматными цветами. Третья же дорога поднималась вверх вдоль живой изгороди из вечнозеленого папоротника. Королева эльфов пояснила изумленному музыканту, что первая дорога зовется Дорогой Праведников - она тяжела и терниста, вторая кажется легкой и светлой и зовется Дорогой Порока, а третья зовется Путь Эльфов. И по третьей дороге отправились они в страну эльфов. Долго ли, коротко ли - прибыли они наконец к воротам дивной страны, где тысячи труб возвестили о прибытии владычицы, приветствуя её.
А в родном селении Томаса люди шепотом пересказывали друг другу историю о том, как однажды их сосед таинственным образом взял да исчез - и след его простыл.
Семь лет для Томаса в королевстве эльфов пролетели как одно мгновение.
В награду за верную службу одарила королева эльфов музыканта великим даром пророческим. Но и самому музыканту дала королева свое пророчество - настанет день, когда она вновь призовет его, и ему следует повиноваться. Она пришлет за ним своих посланцев. Их будет двое, и они будут разительно отличаться от того, к чему он привык, они будут принадлежать иному миру, не его миру…
С теми словами поцеловала его королева, и музыкант вновь погрузился в глубокий сон. Эльфы, зеленые сады, сияющие дворцы, журчащие серебристые водопады и единороги - все скрылось в густом молочном тумане, опустившемся на землю, усыпанную опавшим белым яблоневым цветом.
Когда Томас открыл глаза, он вновь был под тем самым дубом, где заснул долгих семь лет назад.
Сперва соседи испугались его, считая восставшим из мертвых или демоном, с криками разбегаясь. Но со временем они привыкли к тому, что Томас вернулся живым и невредимым - единственный, кто побывал в стране эльфов, и мог поведать о ней много фантастических историй.
Жизнь постепенно вернулась в привычное русло. Томас восстановил дом, пришедший в упадок за семь долгих лет в отсутствие хозяина, и продолжил вести свое хозяйство. Дети постоянно крутились у его дома и просили поведать им свои удивительные рассказы, а старики перешептывались о других, кто так же побывал в королевстве эльфов, но кому не посчастливилось вернуться оттуда.
И вот как-то пришел неурожай в шотландские земли, и на совете, где обсуждалось страшное бедствие, Томас почувствовал вдруг, что должен подняться и что-то сказать. И он предсказал, что неурожай обойдет стороной его селение. Поскольку Томас был поэтом, то и пророчества свои он тоже стал сочинять рифмованные.
Со временем слава сказителя и пророка Томаса-рифмача гремела по всей Шотландии.
Счастливо прожив ещё дважды по семь лет и дав ещё не один десяток правдивых пророчеств, спев не одну сотню баллад о короле Артуре и рыцарях круглого стола, о легендарном Камелоте и волшебнике Мерлине, о любви Тристана и Изольды, как-то в лесу повстречал поэт белоснежных оленя и олениху. Понял тогда Томас, что эти двое не принадлежат его миру, что это королева эльфов прислала за ним своих посланников.
И вновь он так же внезапно исчез в серебристом тумане, как это было много лет назад, покидая мир людей навсегда.