Форум начинающих писателей

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Форум начинающих писателей » Малая проза » Запасной ключ


Запасной ключ

Сообщений 1 страница 19 из 19

1

https://forumupload.ru/uploads/0004/8b/ec/6435/t84118.jpg

Прошло полтора года с тех пор, как я остался жить в этой квартире один. Однажды Ленка ушла, подхватив вечно собранную дежурную сумку, чмокнув меня в щёку в дверях и бросив обычное «пока», и не вернулась. Все успели выйти из самолета, который горел на взлётной полосе в канун Рождества, а она нет. Все вернулись домой в канун Рождества, а она нет. Ленка работала стюардессой.

На дисплее зазвонившего в то январское утро телефона высветилось её имя, но голос был чужой.

– Здравствуйте, это говорит дежурный врач Васильева, институт Склифосовского. Я звоню вам с телефона Елены Зайцевой. Ваш номер был в её контактах... Мне очень жаль, мы сделали всё возможное…

На похороны с поминками я не поехал. С её роднёй я почти не знаком, а ей самой было все равно. Даже, уверен, она была бы против. Ленка терпеть не могла, когда я видел её утром в постели непричёсанной после сна. Что уж говорить про гроб. Я решил, что так нечестно. У неё ведь не было возможности ускользнуть, как обычно, в ванную и вернуться оттуда во всей красе. Через неделю после похорон за вещами заехал её двоюродный, кажется, брат. Вещей было немного, они поместились в одну картонную коробку из-под ёлочных игрушек, как раз пустовавшую в это время.

Самым трудным оказалось выбросить, будете смеяться, Ленкину зубную щётку, забытую во время упаковки. Я не мазохист, который лелеет своё горе, глядя со слезами на единственную вещь, принадлежавшую любимой. И не фетишист, тем более. Однако дурацкая розовенькая щётка, стоявшая рядом с моей в пластиковом стаканчике на полке в ванной, не желала выбрасываться. А когда я всё-таки её выбросил, отчётливо понял, что делать мне в этой квартире больше нечего.

Дело, конечно, не в щётке. Дело в снах.

Я сижу в кресле, а по проходу идёт Ленка, ослепительно красивая в своей форме Аэрофлота, и улыбается. Так, собственно, мы с ней и познакомились пять лет назад. Но во сне я стесняюсь спросить: «Ты же умерла? Нет?» Вместо этого говорю: «Ты где пропадала, Лена?»

– А, – она небрежно машет рукой, – долгая история. У меня телефон поменялся. Запиши.

И диктует. Я торопливо записываю на салфетке, но цифры путаются, салфетка всё время рвётся. Я переспрашиваю, она повторяет. Но цифры уже почему-то другие, и они опять путаются.

– Девушка, ну сколько вас ждать?! – тётка в конце салона возмущённо давит на кнопку вызова, – Тут пожар, а вы болтаете.

– Я сейчас, только пожар потушу, – весело говорит Ленка и уходит.

Я просыпался, судорожно пытаясь вспомнить хоть часть номера, пока не понимал, что в этом нет никакого смысла.

Или я стою на незнакомой кухне, жарю стейки и пою. Я всегда пел, когда готовил. Только Ленка могла спокойно и даже весело переносить эти жуткие звуки. Она говорила, что надо иметь особый талант, чтобы петь так плохо. А любой талант нужно ценить.

Зато стейки у меня получались лучше, чем у Ленки. В этом не было особенной моей заслуги – Ленка вообще не умела готовить.

Хлопала входная дверь, слышался грохот – это дежурная сумка летела в угол прихожей, – и на пороге кухни появлялась она. С сияющими глазами, румяная и свежая от мороза. Скоро Рождество. От неё пахло снегом и аэропортовским дьюти-фри. Опять перепробовала на себе половину духов в иностранном порту.

– Ага, – любимая делала зверское лицо, – Мясо! А я вино привезла. Французское. А могла бы духи. Тоже французские. Цени мою доброту.

Сны почти всегда были счастливые. Лёгкие и счастливые, как сама Ленка. Именно в этом и заключался их кошмар, потому что, чем легче были сны ночью, тем тяжелее становилась реальность днём. Решено, прочь из квартиры. Я честно дочитал этот рассказ и закрываю книгу.

– Постойте, – клерк звонко шлепнул себя по лбу ладонью, – Подождите! Есть один вариант. Как это я о нём позабыл? Сейчас.

Я снова сел на стул, с которого только что поднялся в намерении распрощаться с очередной риэлторской конторой, куда зашёл в поисках подходящей квартиры. Вывеска на её входе гласила: «Ангел». К букве «А» для пущей наглядности были пририсованы два белых крылышка, растущие из перекладины. Ниже мелким шрифтом добавлено: «Только персональные услуги».

Было интересно наблюдать за тем, как старенький седой риэлтор, изображая азарт с воодушевлением актёра провинциального театра, зарылся в компьютерную базу данных. Впрочем, талант у него всё-таки имелся, потому что выглядел он действительно взволнованным. Даже вполне натуральным жестом ослабил узел галстука и расстегнул верхнюю пуговицу рубашки. Отличная деталь. На что только не идут люди, чтобы впарить клиенту залежавшийся товар. Какой артист умирает в этой скучной конторе по аренде жилплощади.

– А нет, не здесь, – владетель картотек и списков метнулся от компьютера к стеллажу с папками, порылся в бумагах и с видом победителя продемонстрировал мне пыльный конверт.

– Вот! Это то, что вам нужно. Спойте что-нибудь.

– Что, простите?

– Да неважно что, – по-своему понял мой недоуменный вопрос дедуля. – Хоть песню, хоть арию.

– Зачем?

– По условиям контракта. Ну, будете петь?

«Чёрт возьми, что здесь происходит? Дедушка сошёл с ума от всех этих квадратных метров? Повернуться и уйти? Но так я не узнаю, в чём тут было дело. А, ладно!»

– «Криденс» подойдет?

– Да хоть «Лед Зеппелин», – старичок проявил неожиданную эрудицию.

– Ай пут э спел он ю, – начал я проникновенно, – Бикоз ю маайн…

– Всё, всё! Идеально! – поморщившись, замахал руками риэлтор. – Интуицию не пропьёшь. Вот, взгляните. Полтора года лежит. Квартира абсолютно чудесная, цена символическая. То, что вы ищете.

– И полтора года лежит? – усомнился я.

– Вот именно! – его нисколько не смутил мой каверзный вопрос. – Только вас и дожидается. Да вы сами почитайте. Вон пункт про условия аренды. Внизу.

Я достал из конверта лист гербовой бумаги. На стол следом выпал ключ с брелоком в виде мультяшного толстенького самолётика. Самолётик улыбался и подмигивал.

Последний пункт стандартного договора гласил: «Квартира может быть сдана только и исключительно арендатору, обладающему полным (подчеркнуто) отсутствием музыкального слуха и голоса». Далее шли приметы внешности, практически точно совпадающие с моим ростом, цветом волос, глаз и возрастом.

– Бред какой-то. А кто хозяин квартиры? – я не питал иллюзий насчёт своих музыкальных способностей, но всё равно стало немного обидно.

– Этого не могу знать, я тут только год работаю. В командировке, если можно так сказать. А контракт заключался, э… – старичок зачем-то посмотрел на потолок, – в нашем главном офисе. Но не сомневайтесь, всё законно, все печати имеются. Так что, будем смотреть? Это здесь, в центре. Недалеко.

– А пошли! – я сильно сомневался, что соглашусь снимать квартиру у какого-то сумасшедшего меломана, но история развивалась интересная, и я хотел досмотреть это кино до конца.

Старый, дореволюционной постройки, дом действительно оказался в двух шагах. Его единственный подъезд охраняли кариатиды. Они же поддерживали полукруглый балкон с зеленевшей на нём молодой берёзкой. В крошечном лязгающем лифте риэлтор сверился со списком квартир.

– Всё верно, сказал он, – седьмой этаж, – и уверенно нажал на кнопку последнего, шестого. От конечной остановки лифта нам пришлось топать вверх по лестнице. Наконец бодрый старичок остановился перед единственной на площадке дверью и торжественно вручил мне ключ с самолётиком.

– Вуаля! – жестом фокусника, доставшего из шляпы кролика, он гордо указал на дверь.

Это была мансарда. Не знаю, откуда во мне появилась страсть к наклонным потолкам и окнам-люкам, но я мечтал о мансарде с детства. Наверное, сначала они напоминали мне трюмы парусных кораблей, на которых я когда-то плавал в поисках сокровищ вместе с юным Джимом Хокинсом, а позже в знак протеста против привычной квадратной одинаковости советских хрущёвок.

– Вот здесь подпишите. И здесь. – ушлый риэлтор правильно истолковал появившееся на моём лице выражение восторга, которое я не позаботился скрыть. – Вот ключ. Это ваш экземпляр договора. Не буду вам мешать обживаться на новом месте. И больше не теряйте любимых.

– Что? – я уставился на деда. Вероятно, ослышался.

– Я говорю, не теряйте ключ. Запасного нет. Собственно, это и был ваш запасной. Всего доброго, желаю счастья.

Я совершенно невежливо проигнорировал момент его ухода, крутя головой и нарезая круги по комнатам. И вдруг встал как вкопанный, зайдя на кухню. Мне почудилось, что я вижу кухню из моих снов. Этих снов за полтора года было столько, что я, казалось, знал и помнил каждый уголок. Пришлось потрясти головой, как делают собаки, попав под дождь, чтобы наваждение отступило. Обычное дежавю – явление наукой необъяснённое, но вполне заурядное.

Обследованный мной холодильник был ожидаемо пуст. Спустившись в супермаркет напротив дома, я запасся пиццей на ужин и растворимым кофе на завтрак. Ехать по душной и раскалённой июльской Москве в свою старую квартиру за вещами я не хотел. Во всяком случае, не сегодня.

Ленка мне не снилась. Во сне я пел. Очень хорошо пел. Громко, попадая во все ноты. Прекрасные божественные звуки рождались на свет без всяких усилий с моей стороны и не требовали никакого напряжения организма. Сон был такой яркий и приятный, что проснувшись я попробовал повторить вслух всё ещё звучащую у меня в ушах арию Иисуса из оперы Уэббера. Робкая надежда на чудо не прожила и минуты, – получилось по-прежнему плохо. Гиллан посчитал бы, что я его передразниваю и специально издеваюсь.

Плохо – так деликатно отзывались о моем пении только близкие люди. Даже подруга, с которой я встречался целых три недели этого лета, моментально назвала меня садистом, как только я попытался напомнить ей какую-то мелодию. Подруга, очевидно, не была достаточно близким человеком. А вот Ленка… Так, стоп. Никакой Ленки здесь уже нет. И никогда не было. Ты зачем, спрашивается, переехал? Если твоим подружкам не нравится, как ты поёшь, – не пой. И Ленка тут ни при чём.

Слегка огорчившись отсутствием в жизни чудес, я полежал ещё немного, глядя на жаркое синее небо через люк-окно над кроватью, а когда Понтий Пилат в моей голове дошёл до слов «Я умываю руки», встал и отправился в душ.

Утром ванная комната выглядела совершенно иначе, чем вчера, когда я изучал квартиру в уже наступивших сумерках. Главной её роскошью и достопримечательностью оказалось узкое высокое окно, собранное из множества разноцветных стёклышек. Стоя под горячим душем, я не мог оторвать от этого сказочного окошка глаз. Дневной свет, проникая через вишнёвые, темно-зелёные, янтарные осколки, превращал обычную ванную комнату в сказочный концертный зал. Это была симфония, где дирижёром выступало солнце. Грустные высокие ноты королевского синего сменялись, переплетаясь в воздухе и отражаясь в зеркалах, с тревожными басами кроваво-красного, уступали место нежно-голубым и зелёным, вновь взмывали ввысь синими искрами и медленно опадали на кафельный пол каплями фиолетового адажио. Я словно стоял не только под струями воды, смывающими грязь с тела, но и под потоками света, который смывал грязь и боль с души.

Только выключив воду я услышал, что в квартире звонит брошенный где-то мобильник. Он надрывался без передышки всё время, пока я вытирался и натягивал на ещё влажное тело одежду. Он не переставал звонить, пока я шлёпал босыми ногами в направлении звука. Наконец упрямо вибрирующее и звенящее чудо техники обнаружилось в кровати.

– Здравствуйте, это говорит дежурный врач Васильева, институт Склифосовского. Я звоню вам по просьбе Елены Зайцевой. Ей самой ещё нельзя разговаривать – сильный ожог дыхательных путей. Однако опасности для жизни уже нет. Вы можете её навестить.

Я лежал на разобранной постели, глядя, как снежные хлопья медленно опускаются с низкого январского неба на еще разогретое июльским солнцем стекло люка-окна над моей головой и, превращаясь в слезинки, скатываются вниз.

https://forumupload.ru/uploads/0004/8b/ec/6435/t974986.jpg

Отредактировано Lamm (24.12.2023 13:28:04)

+2

2

Lamm написал(а):

Вывеска на её входе гласила: «Ангел».

Читкач.
Не буду подробности разбирать, это Вам Собакен лучше меня раскроет, а я нонче за благодушного читателя. Хорошо написано.

0

3

Маша-растеряша написал(а):

Читкач

Даже так многие не понимают. Беда просто

0

4

Да, хорошо, грустно, с долькой надежды.
Если бы хватило сил сходить на похороны, попрощаться, могло бы все сложиться иначе?

0

5

Спасибо, Сандро.

0

6

Спасибо, Сандро.

0

7

sandro написал(а):

Если бы хватило сил сходить на похороны, попрощаться, могло бы все сложиться иначе?

Неоднозначный поступок, который характеризует ГГ как человека с большой внутренней свободой, как от общественного мнения, так и от принятых ритуалов. Но получается, что как раз этот поступок дает ему возможность получить запасной ключ. Словно теория Эверетта верна, попасть в параллельную вселенную, в которой его женщина осталась жива. 

Lamm написал(а):

Грустные высокие ноты королевского синего сменялись, переплетаясь в воздухе и отражаясь в зеркалах, с тревожными басами кроваво-красного, уступали место нежно-голубым и зелёным, вновь взмывали ввысь синими искрами и медленно опадали на кафельный пол каплями фиолетового адажио.

    Момент «перехода». Красиво.
    Меня в  теории Эверетта вот какой вопрос интересует: вот Цой жив, это понятно, а Пушкин? Все же 224 года со дня рождения.
Lamm, написано хорошо, спасибо. Это же по мотивам «104 страницы про любовь»?
    Вот ещё о чем подумала: ГГ свободен, а героиня-то нет.

Lamm написал(а):

Ленка терпеть не могла, когда я видел её утром в постели непричёсанной после сна.

В чем же дело? А, пять лет вместе и не женаты. Надеюсь, ГГ исправит эту ошибку, получив второй шанс.

0

8

Мне думается, этот фрагмент показывает неприятие смерти возлюбленной главным героем, что укладывается в дальнейшее развитие событий.

0

9

Вася написал(а):

Это же по мотивам «104 страницы про любовь»?

С одной стороны стыдно признаться в невежестве, но про "А весной линяют разные звери..." вспомнил только по отзывам на рассказ. С другой - рад, что похожесть сюжета лишь совпадение. Если писателю показалось, что он придумал что-то новое, значит он просто чего-то не дочитал и не досмотрел в детстве)))

0

10

Есть хорошая аудиоверсия рассказа с Александром Овчинниковым, очень хорошим актером. Ссылка

Отредактировано Lamm (25.12.2023 12:46:52)

0

11

Lamm написал(а):

С одной стороны стыдно признаться в невежестве, но про "А весной линяют разные звери..." вспомнил только по отзывам на рассказ.

Я тоже не читала, только фильмы смотрела.
«Небо. Самолёт. Девушка» — российская мелодрама режиссёра Веры Сторожевой. Ремейк фильма 1968 года «Ещё раз про любовь» по пьесе Эдварда Радзинского «104 страницы про любовь».(спасибо Википедии))

0

12

Lamm написал(а):

Я честно дочитал этот рассказ и закрываю книгу.
...
я хотел досмотреть это кино до конца.

Эти фразы важны? Если нет, их лучше переделать, ведь они слишком выбивают читателя из рассказа.

Lamm написал(а):

жестом фокусника, доставшего из шляпы кролика, он гордо указал на дверь.

Что это за жест такой? Я бы ещё понял, применись он к доставанию ключей или в целом к артистичности, но к указанию направления...

Lamm написал(а):

Ехать по душной и раскалённой июльской Москве в свою старую квартиру за вещами я не хотел. Во всяком случае, не сегодня.

Во втором предложении "не" лишняя.

Хорошо написано, и как всегда метафорично (что для меня зачастую непонятно)). Думал, в новой квартире его встретит новая девушка, его новая судьба как подарок от погибшей, но нет, свернуло в другую сторону, и мне кажется зря.

0

13

Спасибо. Одна из фраз про книгу или про кино и правда лишняя. Не потому, что уводит, а потому, что прием повторяется, что плохо. Что касается финала, то вы в данном случае просто не ЦА этого жанра. Вот пример отзыва от ЦА (на аудиоверсию) для которой написано:
"Ох ты ж! Нда, хочу сказать — давненько я не смывала с глаз подводку слезами радости… Вытряхнув в раковину горстку хрустальных мурашек, вытерла сопли и включила повтор. Изумительная, волшебная, снежнокрылая вещица, как будто мне в ладошки мягко бухнулся солнечный зайчик, тот, Наташин, помните?
«А весной линяют разные звери,
Не линяет только солнечный зайчик».
Так вот, он, оказывается, линяет зимой, да ещё как! Налинял на руки, колени, в волосах и ресницах, в ушных норках спрятались — тысячи и тысячи крохотных нежных солнечных зайчат.
Горячая благодарность Автору и Чтецу, услышанное напомнило мне о давно забытом умении летать…"

Это не для хвастовства (ну, почти), а для подтверждения того факта, что литературные вкусы бывают очень разные)

Отредактировано Lamm (26.12.2023 14:01:10)

0

14

Lamm написал(а):

Это не для хвастовства (ну, почти)

Все мы этим грешим понемногу :D

Lamm написал(а):

что литературные вкусы бывают очень разные)

Это да. Мне всегда больше нравился реализм, приземлённость и буквальность. Во многом зависит от склада ума.

Lamm написал(а):

Не потому, что уводит, а потому, что прием повторяется, что плохо.

Лучше оставить про кино. И наоборот, если бы речь шла о фильме, то лучше бы в нём оставить фразу героя о рассказе.
Всегда наигранно выглядело, когда слышал из телевизора: "Ну мы же не в кино каком-нибудь!".

+1

15

Олег написал(а):

Lamm написал(а):Я честно дочитал этот рассказ и закрываю книгу....я хотел досмотреть это кино до конца.

Эти фразы важны? Если нет, их лучше переделать, ведь они слишком выбивают читателя из рассказа.

Что касается жеста фокусника, то Вы правы абсолютно; это предложение мне тоже не очень понравилось. Но я в своём репертуаре и отстаиваю право автора на дискурс. Образ шляпы фокусника и образ кролика в этом рассказе к месту. Перед нами очередная сложность передать (вселенский) дискурс нашими убогими средствами изящной словесности. То есть автор, видимо, хотел и жест фокусника передать, и направление передать, и в дискурсе это нормально, а в литературной передаче не очень нормально вышло.
А вот что касается книги и кино, то я бы предположила, что этот рассказ имеет несколько слоёв бытия, так сказать. Это и рассказ сам по себе, и песня, и сны, и некое нечто в последних абзацах, которое непросто классифицировать. Почему бы не назвать его "кино", как нам намекает автор?
Кроме того, фраза о закрывании книги разделяет собой реалистическую часть и мистическую. То есть как бы предыдущее реалистическое повествование сейчас закрывается и считается чем-то книжным т.е. отстранённым, - а начинается самое главное, т.е. уже не книга.

0

16

Подумаю про жест фокусника. Не бином Ньютона, поправлю, чтобы не спотыкались. Спасибо.

0

17

Lamm, Маша-растеряша, проголосуйте, пожалуйста, в Ваганты Декабрь 2023. Конкурс Поэзии и Попади в десятку. Декабрь 2023, даже если не участвовали.

+1

18

Вася написал(а):

Lamm, Маша-растеряша, проголосуйте, пожалуйста, в Ваганты Декабрь 2023. Конкурс Поэзии и Попади в десятку. Декабрь 2023, даже если не участвовали.

Я многажды подступала уже к этим конкурсам, но так и не решилась с оценками. Говорю, же перфекционист. Мне самой надо... эээ... гипноз. Или с правого на левое плечо. )

0

19

Маша-растеряша написал(а):

Я многажды подступала уже к этим конкурсам, но так и не решилась с оценками. Говорю, же перфекционист. Мне самой надо... эээ... гипноз. Или с правого на левое плечо. )

Рекомендую участвовать, комментировать и голосовать. :yep:  Очень эффективный инструмент для того, кто хочет научиться. А по поводу оценок, так  бывает проголосуешь или прокомментируешь, а через пять минут понимаешь о чём на самом деле текст был. Ошибаться тоже нужно, так что привязывайте перфекционизм к чему-либо надежному и … ух!
Lamm, прошу извинить за оффтоп.

Отредактировано Вася (28.12.2023 16:57:42)

+1


Вы здесь » Форум начинающих писателей » Малая проза » Запасной ключ