Как ни странно, но практически все начинающие писатели в своем пути к вершинам мастерства идут по одним и тем же граблям.
Грабли первые: Отсутствие Идеи.
Без идеи, без стремления высказать какую-то мысль все попытки Автора что-либо написать превращаются в бессмысленные упражнения по бессистемному оттачиванию мастерства.
К тому же без стимула высказать Идею текст очень быстро затухает и остается недописанным.
Грабли вторые: Нежелание переписывать.
Текст никогда не получается идеальным с первого раза. Его всегда есть куда улучшать. Но это вовсе не значит, что текущий вариант ужасающ донельзя. Просто в нем есть слабые места. И их надо учиться видеть самому.
Еще очень важно понимать, что чем больше массив текста, тем страшнее и труднее браться за его улучшение.
Грабли третьи: Ошибки стиля
1. Стремление к украшательству, вычурные тропы и фигуры, нагромождение эпитетов, причастий, наречий.
2. Как подпункт - крикливые, замысловатые тропы и фигуры, которые настолько отдалены от описываемого предмета или явления, что все ассоциации теряются.
3. Частое употребление "возвышенных" абстрактных понятий вроде вечности, бесконечности, абсолюта, смысла жизни, богов, нирваны и т.п. Сюда же относятся неуместные "философские" отступления, состоящие из довольно банальных сентенций, афоризмов и всё тех же "возвышенных" слов.
4. Подмена описания потоком сознания и обрывками собственных эмоций.
5. Неточно подобранные слова или вовсе нарушения лексической сочетаемости.
6. Телеграфный стиль изложения, оборванные, обрубленные фразы, словно это не художественный текст, а конспект. Подробнее: грабли девятые НО! Не стоит впадать и в излишнее словоблудие.
7. Перескакивание с одной мысли на другую, иногда многократное, со столь же внезапными возвращениями к мысли первоначальной.
8. Нелогичность поведения персонажей. Персонажи ведут себя не так, как должны бы в соответствие с характером, а так, как это требуется в данный момент автору.
9. Фактологические ошибки.
Грабли четвертые: Неприятие критики
Критику не любит никто. Сколь бы конструктивной и оправданной она ни была. Потому что критикующий почти никогда не говорит о прогрессе, успехах автора в работе над ошибками. Отчасти оттого, что после первого же намека на критику автор с воплями бросает текст.
Грабли пятые: Скачущий фокус
Если представить описываемое в тексте как условный фильм, то это будет похоже на дрожащую расфокусированную камеру, выхватывающую сцены секундной длины. А если еще и пьяный монтажник намешает в кучу съемку с разных "точек", то вместо цельной картины выйдет каша.
Грабли шестые: Поиски своего стиля
Всякий начинающий писатель, а тем более - МТА, озабочен стремлением выделиться из общей массы и поэтому любые попытки причесать свой текст (убрать из него авторские особенности) воспринимаются в штыки.
Грабли седьмые: Ружье на стене
"Если в первом акте пьесы на стене висит ружьё, то в последнем акте оно непременно должно выстрелить". А.П. Чехов.
Наличие деталей, описаний, событий, не несущих никакой смысловой нагрузки в развитии сюжета - это тоже элемент Неповторимого Авторского Стиля. Способ показать "а я еще и вот эдак писать могу"
Грабли восьмые: жвачка вместо текста
Грабли девятые: скудность описаний [спасибо Assez]
Эта ошибка встречается едва ли не у всех. Когда вроде бы дал какое-то определение объекту, а картинки нет. Скажем, написал что персонаж (особенно если главный, не второстепенный) одет в куртку и штаны, и все. Возникают следующие вопросы: 1) какая у него была внешность? 2) какое было телосложение, а для образа это один из наиболее важных параметров 3) если он был одет в куртку и штаны, то предполагается что больше на нем ничего не было? (см. штаны Арагорна). Парадоксом еще может недостаточность описаний одновременно с их словоблудием, когда автор упоенно расписывает узор на левой пятке героя, а в итоге мы так и не узнали хотя бы цвет его волос.
Собственно, процитирую Стругацких:
То и дело попадались какие-то люди, одетые только частично: скажем, в зелёной шляпе и красном пиджаке на голое тело (больше ничего); или в жёлтых ботинках и цветастом галстуке (ни штанов, ни рубашки, ни даже белья); или в изящных туфельках на босу ногу. Окружающие относились к ним спокойно, а я смущался до тех пор, пока не вспомнил, что некоторые авторы имеют обыкновение писать что-нибудь вроде «дверь отворилась, и на пороге появился стройный мускулистый человек в мохнатой кепке и тёмных очках».
Грабли очередные: ?
Есть идеи?
Отредактировано Voden (20.04.2013 18:34:14)