Завязка - Автор ставит вопросы-крючки, которыми цепляет читателя, заставляет перелистывать страницу за страницей в поисках ответа. Часто автор задает Главный вопрос, ответ на который больше всего стремится получить читатель, и сопровождает повествование более мелкими, раскрывающимися в процессе прочтения. С завязкой вроде все понятно, пара примеров в конце.
Конфликт - Две противоборствующие стороны. То могут быть герои, либо две стороны (аля "ангел на правом и бес на левом плечах") одного героя.
Развязка - Ответы на вопросы, заданные в развязке, а равно в этим разрешение конфликта.
Пример:
Крупная проза. Синопсис:
Дед главного героя был главным злодеем этого мира 100 лет назад, от внука держали все в тайне, и умер при загадочных обстоятельствах. Отец ГГ тоже было пошел стопами своего отца, и клеймил своего сына каким-нибудь тайным знаком на руке. Никто не знает, что он обозначает. Но отца убивают, а мать решает изменить судьбу ребенка и убегает с ним. Они начинают новую жизнь под новыми именами, сына растет нормальным пацаном, и вот лет в 20 у него на руке проявляется компас, который указывает на невесть что (привет, джек воробей). Мать ничего не говорит, но в итоге сломалась. Выясняется, что знак ведет к построенным еще дедом Склеп Ужаса и только владелец знака может остановить апокалипсис.
ГГ вместо того чтобы остановить конец мира, своими действиями запускает машину времени, и переносится на 100 лет назад, где деда молодой такой и живой и говорит "Я знал, что ты сделаешь все, как надо. Если ты тут, значит меня убили. И ты мне скажешь, как это произошло." ГГ в шоке, решает не помогать деду и они враждуют.
Деда снова строит портал, и сына убивает собственного деда, прыгает в портал обратно, думает что все будет круто, и он придет ко своим, но не тут то было - он где-нибудь накосячил, и теперь мир не такой как был раньше. Война.
ЗАВЯЗКА: Главный вопрос - Что это за компас на руке? Сопутствующие вопросы можно наживить на главную сюжетную линию - Почему отец оставил компас на его руке? Кто убивает отца и за что? Был ли он злодеем на самом деле? А может, его убила собственная жена? Как умер дед? И все такое.
КОНФЛИКТ 1: Главный Герой, найдя ответ на вопрос про убийство своего отца, разочаровывается в человечестве, и хочет его уничтожить, чтобы построить новую, идеальную жизнь. А с другой стороны, его безвозмездно спасает маленькая девочка, и мысли о том, что нельзя судить о человечестве по отдельным взятым личностям не дают совершить коварные планы (два противоборствующих желания и будут сторонами конфликта).
КОНФЛИКТ 2: Уже непосредственный: ГГ преследует убийца его отца, фанатично желая прервать род злодеев.
КОНФЛИКТ 3: Деда с внуком.
КОНФЛИКТ 4: ГГ и Новый Мир.
Как мы видим, конфликт должен быть всегда. Это держит читателя в напряжении, интригует. Также любую неуверенность можно перевести в конфликт, см. К.1.
РАЗВЯЗКА:
Даем ответы на вопросы. Что это за компас на руке - ведет к сооружению деда. Почему отец оставил компас на его руке - хотел найти это сооружение, а на себе поставить нельзя. Кто убивает отца и за что - инквизиция за то, что род злодеев. Был ли он злодеем на самом деле - был. А может, его убила собственная жена - нет. Как умер дед - его убил внук.
Итак, можно вывести несколько самых главных правил начинающего писателя:
0. Напишите синопсис. Краткое содержание вашей книги. Глава 1. Гг проснулся. Глава 2. ГГ идет туда-то и встретит там того-то. И т.д. до самого финала. Писать будет гораздо проще и быстрее, поверьте. Сюда же - старайтесь меньше импровизировать, ибо в 90% случаев это тупиковое занятие.
0.1. Распишите биографию каждого героя. Его характер, будет легче его раскрывать по мере написания. Каким он БЫЛ и каким он СТАНЕТ в финале. Если его личность ни грамма не изменилась - то идея, скорее всего, неудачна. Читатель любит подобные изменения.
1. Читатель ВСЕГДА должен знать больше, чем Главный Герой, тогда он будет сопереживать (нужно правильно интриговать читателя, если автор считает, что чем меньше знает читатель, тем больше он будет ошарашен ответами в конце - то автор либо гений, либо начал писать недавно, и неверно считает, что читатель будет читать книгу до конца в поисках ответов. В таком случае, читатель просто закроет книгу, накопив слишком много вопросов в своей голове).
2. Если все же решили сохранять интригу, направляйте читателя в ПРАВИЛЬНЫЙ поток мысли. Никто не хочет быть обманутым (главное правило детектива - читатель сам может разгадать загадку, если хорошо развита логика. Никаких "Доказательств с неба").
3. Читатель - самое неосведомленное существо на планете. Пишите фантастику? Фэнтези? Будьте добры, объясните В-С-Е. Гоблины? Кто это? Я решил начать знакомиться с жанром именно с Вашей книги, я понятия не имею, кто такие гоблины. А? Как вы сказали? Орки? Магия?
4. Читатель - не тупой. Избегайте нагромождение фактов. "Он встал. Он подошел к двери, на который была дверная ручка. Он взял за ручку своей правой кистью руки и повернул налево". Иллюзия того, что подобные предложения глубже погружают читателя в произведения ошибочны. Они скучны и не интересны.
5. Рисуйте образы, а не факты. "Солнце село. Появились яркие звезды. Они освещали мой путь в темноте на пару метров" читается скучно, гораздо интереснее: "Вскоре солнце, будто страшась надвигающегося покрова ночи, спряталось за копьевидными вершинами гор. Алое небесное покрывало радушно встретило мерцающие бусинки, которых с каждым мгновением становилось все больше. Они спешили любоваться своим отражением в каждом озере, в каждой лужице, а их безразличные лучи нехотя освещали мою тропинку".
6. Логика. Во всех действиях персонажа должна быть логика. Читателя очень легко оттолкнуть от книги, если бы он "поступил иначе". В таком случае он тоже будет чувствовать себя обманутым. Проверяйте каждый ход, каждыйповорот событй. Задавайте себе вопрос - поступил бы я так же? Или бы я убежал, сметая все на своем пути? А может, ГГ смелый, и для него это пустяк? А вы указали об этом? См. п. 0.1.
7. Это уже мое субъективное, однако все равно укажу: Уделяйте повышенное внимание ДЕТАЛЯМ! Отрывок: "Вокруг царил аос битвы. Тысяча орков сошлись в схватки с тремя тысячами людей, земля всюду была алой от крови. Десятник из Союзного Королевства, который на службе всего три недели, сейчас ползал на четвереньках, заливая землю слезами. До смерти перепуганный мальчик искал среди бездыханных тел очень дорогую для него вещь. Резной шлем, который достался ему от отца, слетел с его головы пару мгновений назад, и уже был втоптан в землю тысячами ног. Мальчишку пинали ногами свои же воины, с яростным кличем бежавшие навстречу погибели. Его никто не замечал. В тот момент его личность растворилась, исчезла с палитры красок безумного художника, безостановочно одарявшего картину красными цветами. Только одна вещь выделяла мальчика среди монотонного потока - это был его резной шлем, который принадлежал только ему. Больше ни у кого такого не было. И он хотел найти его, вновь обрести человечность, чтобы все вновь вспомнили его имя".
Здесь описывается схватка четырех тысяч воинов, а читатель запомнит только одного. Конечно, пример слишком глобальный, но думаю суть ясна.