«Формат» — как много в этом слове для литератора слилось, как много в нём отозвалось...
«Ваш текст не подходит нам по формату» или просто «неформат» — наверное, самый частый вариант ответа издателей непризнанным гениям и прочим МТА.
Так что же это такое — «формат/неформат»?
Покопавшись в интернете, можно найти 1000 и 1 определение: это и «специфическая внутренняя организация произведения, соответствующая определённому жанру и стилю», и «жанровые предпочтения людей, покупающих книги», и «„формат“ — это произведение, более или менее удовлетворяющее требованиям издателя — этическим, эстетическим, коммерческим и т. д. Соответственно, «неформат» — это произведение, этим требованиям не удовлетворяющее», и «„формат“ — это требования не только к творчеству, но и к мастерству автора, это своеобразная „гарантия качества и продаваемости“ его произведений», и «формат в современном смысле — очень емкое слово. Оно подразумевает и то, что мы раньше обозначили бы как канон или, скажем, как жанр (формат мероприятия), и вообще любую совокупность заранее заданных свойств, необходимых для того, чтобы объект „вписывался“ в ситуацию, соответствовал определенным требованиям и ожиданиям, был успешным и эффективным».
Сублимировав сей гранит словес и сконденсировав суть, получаем простое и ясное определение: «формат — это то, что издатель знает, как продать». И никакого отношения к формату не имеют ни мастерство автора, ни грамотность, ни сюжет, ни этика-эстетика.
Главное — знает ли издатель, как продать данный образчик текста.
И мнится издателю, что творение разойдется хорошо лишь в том случае, если оно будет похоже на какую-либо книгу популярного автора. То есть, если в тексте есть эльфы-орки-человеки, колдуны-варвары-красавицы, волшебные школы и подростки значит это формат фэнтези (что-то, похожее на Толкиена, Говарда, Роулинг и т.д.). Если есть убийство, гениальный сыщик и его туповатый друг-помощник - значит формат детектива (Конан Дойл, Эдгар Алан По и т.д.). Есть бластеры-космос-галактические империи - явно произведение формата космоопера. Если же что-то незнакомое или всё вместе - то это чёрти-что и сбоку бантик, издателю непривычное, успешность и эффективность неизвестна, рисковать издатель не будет. Неформат.
В краткосрочной перспективе такая стратегия выглядит просто отлично и для издателя, и для написателя, и для читателя: издатель выпускает книги, которые будут покупать, написатель имеет перед глазами образцы успешных книг и готовые сюжетные схемы, а читатель... ну раз он это покупает, значит ему нравится, не так ли?
Отредактировано Voden (28.04.2016 04:13:49)