Форум начинающих писателей

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Про формат

Сообщений 1 страница 12 из 12

1

«Формат» — как много в этом слове для литератора слилось, как много в нём отозвалось...
«Ваш текст не подходит нам по формату» или просто «неформат» — наверное, самый частый вариант ответа издателей непризнанным гениям и прочим МТА.
Так что же это такое — «формат/неформат»?
Покопавшись в интернете, можно найти 1000 и 1 определение: это и «специфическая внутренняя организация произведения, соответствующая определённому жанру и стилю», и «жанровые предпочтения людей, покупающих книги», и «„формат“ — это произведение, более или менее удовлетворяющее требованиям издателя — этическим, эстетическим, коммерческим и т. д. Соответственно, «неформат» — это произведение, этим требованиям не удовлетворяющее», и «„формат“ — это требования не только к творчеству, но и к мастерству автора, это своеобразная „гарантия качества и продаваемости“ его произведений», и «формат в современном смысле — очень емкое слово. Оно подразумевает и то, что мы раньше обозначили бы как канон или, скажем, как жанр (формат мероприятия), и вообще любую совокупность заранее заданных свойств, необходимых для того, чтобы объект „вписывался“ в ситуацию, соответствовал определенным требованиям и ожиданиям, был успешным и эффективным».
Сублимировав сей гранит словес и сконденсировав суть, получаем простое и ясное определение: «формат — это то, что издатель знает, как продать». И никакого отношения к формату не имеют ни мастерство автора, ни грамотность, ни сюжет, ни этика-эстетика.
Главное — знает ли издатель, как продать данный образчик текста.
И мнится издателю, что творение разойдется хорошо лишь в том случае, если оно будет похоже на какую-либо книгу популярного автора. То есть, если в тексте есть эльфы-орки-человеки, колдуны-варвары-красавицы, волшебные школы и подростки значит это формат фэнтези (что-то, похожее на Толкиена, Говарда, Роулинг и т.д.). Если есть убийство, гениальный сыщик и его туповатый друг-помощник - значит формат детектива (Конан Дойл, Эдгар Алан По и т.д.). Есть бластеры-космос-галактические империи - явно произведение формата космоопера. Если же что-то незнакомое или всё вместе - то это чёрти-что и сбоку бантик, издателю непривычное, успешность и эффективность неизвестна, рисковать издатель не будет. Неформат.
В краткосрочной перспективе такая стратегия выглядит просто отлично и для издателя, и для написателя, и для читателя: издатель выпускает книги, которые будут покупать, написатель имеет перед глазами образцы успешных книг и готовые сюжетные схемы, а читатель... ну раз он это покупает, значит ему нравится, не так ли?

Отредактировано Voden (28.04.2016 04:13:49)

0

2

Хотите сказать,  что читателю глубоко наплевать в каком именно издательстве будет опубликована увлекательная и интересная книга? Шутка. :glasses:
Сейчас издатели выступают как инвесторы (или продюсеры). Вот вы, например, готовы взять в банке кредит тысяч 300 и вложить в создание продукта? Убеждены, что его купят и вы сможете не то что отдать кредит, но еще и навариться? Издателю может быть даже понравится то, что вы написали, но реальность такова, что это не будут покупать. Во всяком случае, я как-то сомневаюсь,  что издатели в восторге от того, что они вынуждены печатать (про попаданцев и эльфов). Я так и представляю как издатель со словами «Боже, какой бред!» пишет на титуле очередного опуса про альтернативку «В печать», а сам вечером откинувшись в кресле, с наслаждением читает Маркеса или Камю. А на следующий день дает секретарю написанную им рецензию на свежий роман Васи Пупкина и говорит «Выложите на наш сайт, но все слова «х…ня» замените на «шедевр», а «бред сивой кобылы» на «неординарный авторский подход».

0

3

«"Книга продается три месяца, и две трети тиража не раскуплено? Фтопку".
Три месяца. Сейчас такие сроки. Или раскупается минимум на две трети - или автора на свалку. Меня до сих пор на плаву держал только редактор, который лично за меня бился. Он ушел - и я снова в сетераторах»
http://congregatio.livejournal.com/1609 … #t71951040

и это при том, что книге не делают ни рекламы, ни редакторской правки, ни заметного оформления.
То есть автор для издателя - расходный материал. О каком качестве книги тут можно говорить?

Что же до ваших фантазий о утончённом издателе, вынужденном издавать полный шлак, чтобы удержаться на плаву, то посчитайте сами, сколько издатель заработает, издавая, к примеру, Макса Фрая тиражами 30-35 тысяч (которые раскупят на 90%) или каких-то аффтаров-однодневок тиражами по 3 (три!) тысячи, которых и наполовину-то не раскупят.
А ведь нераскупленный тираж - двойной убыток издателю.

0

4

Martin написал(а):

а сам вечером откинувшись в кресле, с наслаждением читает Маркеса или Камю.

это повеселило))
издатель, в большинстве своем, частный предприниматель, т.е. торгаш. и это обязывает знать рынок и его течения. я, наверное, грубо о творческом продукте говорю, но для издательств - это товар.
я как-то имела беседу с редактором местного издательства за рюмкой чая. он честно сказал почему выпускает ширпотреб - надо себя как минимум окупать. и к слову, у него экономическое образование. такие вот дела на периферии ))

Voden, думаете есть способ что-то изменить в таком механизме?
по себе скажу, что ищу для себя чтиво в последнее время только в сети - финансово потянуть понравившуюся книгу не всегда могу(

0

5

Триш написал(а):

Voden, думаете есть способ что-то изменить в таком механизме?

Есть способ, конечно. Я уж не раз об этом заикаюсь. Можно печатать книги чисто ради наживы, а можно ведь печатать хоть и в убыток, но с перспективой. Заработал деньги на дерьме, вложи хоть маленькую часть наживы в неформата. Повсюду такое в мире, кроме России. Ведь без подиумов не будет модных трендов. И без оригинальной, авторской, литературы лет через 10-20 не будет никакой литературы. Будет одно лишь Ексмо на всю страну.
Почему в крошечной Дании выходит в год сто с лишним единиц убыточной авторской литературы? А в России и почитать почти некого, посмотреть нечего.
Но вот спорт - да, цветет. Если честно, нет слов, одни маты. Всего лишь сделать - дать тысячную часть от спорта, от михалковых, бондарчуковых, пугалкиных, бедросовичей, вороватых ротаровых на культуру. Неужто нельзя понять, что без культуры не будет нации.
А спорт что? В любом случае эфиопец пробежит быстрее, прыгнет выше, длиннее любого русского.
При таком подходе к культуре все скоро будем выглядеть как братья Кличко. Или как Собянин-Рубинчик.
Что самое интересное, смотрел ежегодное интервью с Путиным. О культуре не раздалось и слова, хотя и сидеь рядом с режиссером.
Президент-то хороший, но приоритеты, предпочтения...

Отредактировано Mishka (28.04.2016 12:46:57)

0

6

Mishka написал(а):

И без оригинальной, авторской, литературы лет через 10-20 не будет никакой литературы. Будет одно лишь Ексмо на всю страну.

Сейчас 2016 год. 10-15 лет на вымирание без авторской литературы. Значит, в 2000 году авторскую лит-ру издавали? Или, например, в 1990?
Я помню книги, распечатанные на кальке и сшитые, словно отчет. Только фигня на этой кальке была, что-типа "Это я Эдичка". Калька и самиздат были в 80хх годах, еси шо. То есть авторскую не популярную литру и тогда тоже не печатали. А она все еще тлеет. До сих пор.
Напомню, сегодня уже 2016 год.

0

7

Билли Кинг написал(а):

Только фигня на этой кальке была, что-типа "Это я Эдичка".

Лимонов не самый плохой писатель, но и не самый хороший, разумеется. Думаю, что повыше Довлатова и Пиникьё будет. Интересен тем, что поведал о своем опыте иностраца, проживающего заграницей. Местами смешно поведал, но все-таки первопроходец. Раздражают такие моменты, где он рассказывает, как его трахал негр. Или как его его жену трахали на оргии в асс и что у нее оттуда полезло. У меня есть и Эдичка, и Палач. Раньше мечтал писать как он, Сейчас он может мечтать о том же, то есть как я. Но должное ему отдать следует.
Насчет 15 лет, Билли. Через пятьнадцать лет будет уже не пятнадцать. Может тридцать, может еще больше. Культура - это не только балет и русские народные песни и пляски. Вот чем взял русский балет Париж. Авангардом, разумеется. А в России сейчас сплошь классический балет, которого навалом по всему миру. Есть в России что-нибудь подобное Цирку де Соллей, ирландским пляскам. Нет, конечно. Миру неинтересны перепевы, нужен авангард.
Сразу сознаюсь, что русский патриот. И дико обрадовался, когда в 2006-2007 в России начало появляться kino, но его тотчас же убили. Эти михалковы, бондарчуковы, на экраны полезло всякое га*но, что и наблюдаем сейчас. Вонючие сериалы, такие же вонючие шоу, вонючие дибровы в ядовитого цвета галстукам, малаховы. Каналов у меня множество, а смотреть, кроме Давай поженимся, нечего. Новости вообще дрянь. Ну да, ракету запустили, но и здесь не обошлось без Путина, пока не рявкнул. А так бы еще год запускали. Но фиг с ней, с ракетой.
Сказал, что лет через 10-15 ничего в России не останется от культуры. Промахнулся с предсказаниями. Уже ничего не осталось.

Отредактировано Mishka (28.04.2016 16:21:20)

0

8

Martin написал(а):

Во всяком случае, я как-то сомневаюсь,  что издатели в восторге от того, что они вынуждены печатать (про попаданцев и эльфов).

ну как бы тиражи альфа-книговской "Магии фентези" показывают, что народу потихоньку приедается
а так-то им пофиг

Отредактировано Assez (28.04.2016 17:14:56)

0

9

У меня ощущение, что мы говорим об одном и том же. Формат  – то, что продается, то, что востребовано? Да. Я об этом и написал. Многим, очень многим пишут, что неформат. (но! хе-хе, это не значит, что все, кому отказано в издании, написали шедевр, а плохой издатель отказывается его печатать).

Издатель в наше время не играет какой-то важной роли. Вы можете сказать что «ну как же без издателя? Я не смогу продать книгу тысячными тиражами». Ну так и издатель не может. Если вы пишете хорошо –то в интернете можете заработать. Сами. Без издателя.
Если пишете средне-выше среднего, то издатель может и рискнет, но вы получите максимум 10 руб. с проданного  экземпляра (это 1 -2 тыс экз) то есть , умножаем, получаем 20 000 руб. Через год-полтора. Но славы и известности не будет. Да и что происходит с человеком, который за тяжелый труд получает неравноценное вознаграждение? Демотивируется. И становится творческим импотентом. Лучше уж вообще ничего не получать.
Если пишете плохо… ну , сами понимаете. :rofl:  Значит, с психикой у вас все в порядке, вам лучше на стройку идти работать, больше пользы будет.(Да, чтобы быть гением и писать как Гессе, Кафка, Селинджер - надо иметь кучу комплексов как Гессе, Кафка, Селинджер. Или бухать как Хэм, Фитцджеральд, Высоцкий).
Для формата мастерство не нужно? Тут не совсем согласен. Вспоминается  анекдот, когда двое приятелей натыкаются на медведя и один говорит: а мне и не надо бегать быстрее медведя… Поэтому, если мастерство есть, то писатель  будет заметно выделяться на фоне других.
Я изредко просматриваю книги, которые рекламируются (типа, «новые книги готовящие к выходу в …). Не графоманство, конечно, но и не цепляют. Да, грубо говоря, 7-8 книг можно точно отнести к какому-то формату. 2-3 либо бред, либо не знаю что, может даже шедевр, но непонятный для меня (и миллионов других читателей  :rofl: ).
Издатели охотно берут тех, у кого есть известное имя. Даже если этот человек ниразу не писатель. Издателям не нужно в таком случае заниматься проталкиванием книги. Народ видит имя. То есть понимаете? В наше время чтобы продать книгу необязательно уметь писать и даже не обязательно писать в формате. Политик, массовый убийца, да даже их жены могут выплеснуть поток сознания на страницы книги и их будут покупать, а  нового чехова или профессора филологии не будут. Должны издатели заниматься продвижением книги неизвестного писателя? Не думаю. Да и учитывая, что они этим не занимаются, можно сделать вывод, что это не окупается. Да и делать книгу легкодоступной тоже нельзя. Потому что читатели – это такая категория: они сами в активном поиске и сами будут искать ( к слову о самиздате в советское время, Солженицына, Оруэлла, Лимонова достать – это такой квест надо было пройти). К сожалению, писатели сами виноваты, что выкладывают свои книги в интернет и отправляют в электронном виде всем и каждому. Это вообще простота несусветная  –передавать книгу по электронной почте кому-то, пусть даже и за деньги. Люди либо не ценят свой труд, либо не понимают сути авторского права. Это меня удивляло еще с советских времен: тысячи людей ходили в библиотеки и БЕСПЛАТНО читали книги. В то время когда все эти авторы могли продать этим тысячам людей свои труды - сколько ж бабла срубили бы. Из-за этой легкодоступности  и такое мышление: вы нам должны, а не чешетесь!!!

0

10

Martin написал(а):

Это меня удивляло еще с советских времен: тысячи людей ходили в библиотеки и БЕСПЛАТНО читали книги. В то время когда все эти авторы могли продать этим тысячам людей свои труды - сколько ж бабла срубили бы.

Не совсем так. Библиотекарские деньги читателям полагаются. Правда, распределяются они немного странно.

0

11

Martin написал(а):

Если вы пишете хорошо –то в интернете можете заработать. Сами. Без издателя.

Будь хоть трижды гением, без нормальной рекламы не заработаешь на своих творениях и потертого гроша. В конце концов, коммерческое написательство - та же торговля.

Martin написал(а):

все эти авторы могли продать этим тысячам людей свои труды - сколько ж бабла срубили бы

Если бы они их продавали, никто бы их не покупал и не читал.

0

12

В библиотеках на интересные книжки очереди писались. А не интересные на полках пылились.

0