Покоряли вершины левого берега Енисейских врат мы дважды. Первой на пути была гора Куня, а следующей - гора Оглахтаг. Издалека это очень большие и высокие горы. Когда же вбираешься на них, и начинаешь свою исследовать, понимаешь насколько ошибся в подсчетах размеров природных махин. Не каждый покоряет вершины, а преодолевают добрую половину пути на автомобиле - вообще единицы.
Часть 1 Разведка склонов Енисейских врат
В любом деле важна подготовка. Иногда бывает так, что подготовка занимает больше времени, чем сама работа. А подготовка для каждого путешествия это не просто сбор информации и снаряжения. Перед большой поездкой мы решили провести разведку, да и надо было обкатать машины после зимы. А мне, после комплексного улучшайзинга, научиться ездить на машине, которая по сути осталась той же, но с серьёзными изменениями. О них можно прочитать в моем блоге. Если я мог похвастаться немногими улучшениями, то пилот второго экипажа (Ниссан Террано) - Вениамин, перебрал полмашины за зиму.
Итак, разведывательный рейд к горам Кюн-Таг и Оглахты начался по пути движения. С нами начал движение одноклубовец Юрий на своей ниве, но к сожалению у горы Куня он отправился продавать свою "ладу-баклажан". К тому же у нас начались опасения перегреть двигатель Терраны, и мы решили не ехать на Куню, а двинуться к подножиям Оглахты. Просто ехать по дороге не интересено, и поэтому Вениамин, как пилот головного экипажа, проложил маршрут таким образом, чтобы на нашем пути встречались дамбы, поля, реки. Мы тряслись по камням, ехали по болотине, переезжали даже брод. Земля до конца не оттаяла, а местами только начала сохнуть после зимы. Поэтому мы ехали без особых проблем, подкидывая резиной 10-сантиметровый слой земли, упираясь в твердый, еще не оттаявший слой.
У подножия Оглахты решили сократить дорогу, и сделать для себя небольшой экстремальный участок в стиле 4х4, забравшись по камням на гору. Первым начал Вениамин, и со второй попытки преодолел часть препятствия, но Террано подпрыгнул, и вырвал верхний патрубок из радиатора, выплеснув ОЖ. Ожидая подобных моментов, мы не расстроились, а приняли решение отправиться за водой после обеда, ведь для этого и ехали в два экипажа. Пообедав, отправились к берегу Красноярского водохранилища, чтобы набрать воды. По пути встречались овраги, ручьи, небольшие сопки и холмы. Слева виднелся шлейф Оглахтага, а впереди маячил Тепсей. Красиво - что сказать? Быстро набрав воды во всю имеющуюся тару, мы вернулись обратно, сделали ревизию патрубков, и залили порядка 6 литров воды. При этом пригрозили горе вернуться и покорить.
Путь домой был долгим, Террано то и дело грелся, останавливались остудить двигатель. Это даже хорошо, было время для обдумывания плана на следующие выходные, для покорения этих не сдавшихся нашему первому штурму гор.
Во второй части вы узнаете о пути к г. Кюн-таг и восхождению к крепости.
Продолжение следует...
Часть 2 Кюн-таг и крепость 2в до н.э.
Следующую поездку мы спланировали и организовали так, чтобы устроить штурм крепости, расположившейся на горе Куня аж во 2 веке до нашей эры, и увидеть тамошнюю писаницу. К тому же хотели успеть насладиться просторами около горы Оглахтаг.
Путь к крепости был долгим, мы двигались прямо по дороге, то поднимаясь вверх, практически в лежачем положении. А потом спускались, уперев руки и ноги кто куда: в панель, руль и сиденья. Такие перекаты бывают не часто, а преодолевать их в машине гораздо эффектнее. Адреналина - вагон и маленькая тележка, а по спине холодный пот, несмотря на то, что ложбина и край горы далеко. Проехав добрую половину на машине, мы оставили их на одной из вершин и пошли пешком. Примерное расстояние до крепости - 2.5 километра, пока мы шагали - наслаждались красотами: хребет горы, по которой идем по-разному изгибался, слева виднелась гора Тепсей, правее - Суханиха, а до них расположилось красноярское водохранилище. С этих мест Тепсей предстал очень величественно: гигантская скала, с острыми краями, у подножия раскинулось водохранилище, изрешеченное своими едва растаявшими каналами. Суханиха массивно расположилась сбоку, и обращала на себя взор своими плавными изгибами и перекатами.
Лед еще в процессе таяния, и вода течет извилистой змейкой. Пока спустились - успели согреться, кто-то даже разделся. Начались паникерские разговоры, что обратная дорога будет длинной, что будет сложно подняться, и вообще мы все умрем(ха-ха). Забегая впред: никто не умер, а даже наоборот, воодушевились, вдохновились. Я вовсю обкатывал палку для селфи, которую намедни приобрел. Кстати, довольно полезный девайс, если хочешь делать фото своей компании быстро, да и в целом с нею делать видео легче - как противовес использовать можно.
Пока шли к крепости, на пути встречались горки камней, явно представлявшие собой сооружения в далекой древности. В нынешнем своем виде крепость представляет большую гору камней с отчетливым контуром стен. Потом мы спустились ниже и осмотрели писаницу. Такие рисунки сейчас не просто изготовить, используя технологии и инструменты по камню. Сколько же тратили древние скифы на эту работу - большая загадка. Осмотрев всю писаницу, обсудив символы и странные изображения людей, животных, мы отправились обратно, к машинам. Больше всего мне понравились шаман и олени.
Восхождение было конечно же более долгим, чем спуск. Но уже размявшись, мы шли в удовольствие. Мы уже не делали фото пейзажей, сами тоже не фотографировались, а моя палка для селфи была спрятана в карман. К половине пути ноги уже неплохо забились, и восхождение представляло из себя обычную прогулку по пересеченной местности. Штурман второго экипажа - Евгений, стал отставать все больше и больше. Мы с моим штурманом Андреем обогнали основную компанию, устремившись к машине. Я хотел отключить камеру, о которой забыл, когда приехали для штурма крепости. К слову сказать, обогнали мы на несколько минут, и все усилия свелись на нет. Когда посмотрели в след пришедшей компании, водяной шлейф от Евгения (Женя привет!) еще не испарился - большому человеку штурм явно дался со сложностями.
Переведя дух у машин, мы начали обсуждение дальнейших планов и маршрута к Оглахты.
Часть3. Подножия Оглахты
Придя к нашему лагерю, состоящему из двух внедорожников, мы устроили совет. Повесткой был опрос в стиле: "голоден или нет?". Коллективно решили, что не нагуляли аппетит, и стали взирать на предстоящий путь, просматриваемый с места стоянки. Это были дачи Мохово, и поля с буграми, и самое главное - Оглахты, которая так и манила нас к себе изгибами и острыми рельефами. Налюбовавшись, мы заняли теплые места в машинах, и выехали к месту назначения. Грунтовая дорога была уже подсохшая, и опасности застрять не было, мы без особых проблем доехали до асфальта. Но мостик удивил: у канала, через который стекала дорога в низину, было очень много льда, а некогда бывший ручеек превратился в бурлящую реку. Ребята сделали несколько кадров и мы поехали дальше.
Дорога к Оглахтинскому визит-центру тоже не является сложным участком в сухую погоду. Проехав половину пути, мы свернули в поля, и начали двигаться к границе заповедника. Дорога петляла, мы то поднимались на холмы, то спускались с них, плавные линии уводили за горизонт. Некоторые расстояния мы срезали, переезжая с одной дороги на другую, приближаясь к подножию горы. Перед заповедником очень много интересных холмов, даже встречается большая гряда, высота которой спокойно переваливает за добрую сотню метров. Её острые края и резкие изгибы, переплетающиеся с обрывами, выглядят зрелищно и довольно агрессивно. Преодолев её, мы двинулись к границе Оглахтинского заповедника, коей является ров и информационный знак. Мы уже тогда знали, что заповедник богат флорой и фауной, а когда подружились с ребятами из заповедника "Хакасский", наш багаж пополнился новыми знаниями. В общем, топтать растения с обитателями (КОТОРЫХ ЗАПРЕЩЕНО ТОПТАТЬ), мы не стали, хотя ров преодолеть можно было и на нашей технике. Но это бы дало немного, по слухам, на территории заповедника выстроен защитный барьер из шипов, под чутким присмотром охраны. Посмотрев на границу, мы развернулись и выдвинулись к хребту, что охранял Оглахтинскую крепость на подходе из Пригорска.
Доехав до одного из холмов, мы устроили привал. Перекусили, обсудили маршрут, обменялись историями и ощущениями. Даже с расстояния в несколько километров, Оглахты поражает своей величественностью и красотой. Её "зубы" пробуждают разные ассоциации, а желание покорить эту крепость становится все более явным. Насмотревшись, и решив для себя сделать следующий приезд для штурма крепости, мы выдвинулись в обратную дорогу. В прошлый раз () нам не удалось покорить эту гряду снизу вверх, и мы начали покорение сверху вниз. Террано под чутким управлением пилота Вениамина проехал на ура, не испытав никаких неудобств, и несмотря на экстримальную обстановку, все выглядело рядовым проездом. Эскудо же, под управлением менее опытным и более самонадеянным мной, сел на пороги. Неправильный угол, нехватка клиренса, да просто Марс не стал в Сатурне - причина засады неизвестна, но факт, как грится, на лицо. Может мне хотелось испытать Хайджек, и поэтому целых 14 минут мы спасали старого и опытного японца. Скажу так: реечный домкрат штука нужная, и в умелых руках она сокращает временные и физические затраты в разы. Подняв машину за передний бампер, ребята подкладывали камни под колеса, снимая джЫп с порогов. Надо сказать, урона не было - загнутый пластик выпрямился и все стало замечательно и прекрасно на свое заводское место.
Покорив препятствие нашей командой, мы двинулись в обратный путь, который тянулся по полям, лишь в одном месте преодолели полузасохший овраг, который мог стать хорошим место для засады. А при неправильном маневре и менее подготовленном транспорте - он бы и стал препятствием.
Друзья, берегите природу! Не пытайтесь попасть на территорию заповедника по дорогам, не предназначенным для проезда. Чтобы побывать на территории Оглахтинской крепости, нужно обратиться в заповедник "Хакасский", приобрести пропуски на каждого члена группы, и прибегнуть за помощью экскурсовода. Без этих условий на территорию заповедника вам не попасть, а без экскурсовода там в общем-то и делать нечего. Без его сопровождения все красоты можно увидеть не въезжая на территорию.