Фрагмент из Главы 3
------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Работал с нами Саша из Куйбышева, интересная личность. Лет тридцати, крупный, толстоват. Отпустил бороду и , как Карл Маркс, по моему, от лени бриться. Вообще был ленив и медлителен, каждую свободную минуту старался поспать. Почему-то его все звали Шуриком. Интересно, когда приезжал из дома выглядел нормальным городским человеком, но на буровой быстро опускался до бича.
Спал одетым в спецовку, не умывался, стоило больших усилий заставить пойти и что-то сделать. Даже, иногда, находясь в положении лежа, просил меня: "Принеси пожрать чего ни будь из столовой." Когда наступала моя очередь спать, с трудом будил его храпящего. Проснувшись, долго широко зевал, чесал волосатое пузо и говорил: "Вот тебе обидеть ласкового Шуру -одна преступная радость." Несмотря на это, мы дружелюбно уживались.
3.1.2 "Собирая грибы, сильно не увлекайтесь."
Вот с ним то, однажды, набрав огромное количество скользких и тяжелых маслят, мы заблудились. А, надо отметить, что климат в тех краях "супер-резко" континентальный. Тепло и солнце за часы сменялось холодом и снегом, и тут же все тает, и птички снова поют.
Мы вышли по теплой солнечной погоде и вдруг сильнейший туман, мелкий-мелкий дождь промочил все, до состояния губки в ванной, за минуты. А главное -не слышали буровую. Огонь развести не можем, мнения куда идти разделились. Это означало - "Амбец".
Сразу, даже, не успели испугаться, бросили свои грибы, решили идти в одном направлении. Но в тумане, где оно? Шли и шли, падая от усталости. Не помню кто из нас сказал: "Значит судьба нам умереть вместе."…. Оказалось, не судьба. Неожиданно Саша говорит:
-Я видел буровую.
-У тебя галлюцинации?
-Да нет, правда.
-Видел или слышал ,-уточнил я.
-Видел! Видел вышку вот там! Пробел в тумане, я видел вышку.
Пошли туда, и правда -буровая, но не наша. И туман кстати рассеялся, и вертолет летел на нашу точку. Через полчаса полета мы оказались на своей станции. Кто будет спорить, что пути Господни неисповедимы?
3.2 "Хорошую штуку придумал Сикорский."
Кстати, вертолеты:
Вся жизнь неосвоенного Севера невозможна без них. Маленькие Ми-8 перемещали людей, мелкие грузы, пищу, воду, топливо и пр., и пр. ,большие Ми-6, Ми-10 -большие грузы, вплоть до тракторов и огромных конструкций буровых установок или запорной арматуры.
Людей перевозили бесплатно. В "базовых" городах: Вартовск, Сургут, Ноябрьск, Уренгой надо было придти на вертолетную базу и сказать диспетчеру, не называя фамилии, номер точки куда лететь. И ждать когда громкоговоритель, скороговоркой, произнесет: "площадка 6, борт 32 - на 15-ю, 37-ю, 9-ю" На точке вертолет касался земли не выключая двигатель, бортмеханик громко кричал: "Пятнадцатая!", выбрасывал груз, кто-то спрыгивал на землю, а желающий улететь спрашивал: "На девятую?" и получал ответ , -"Да" или "Нет".
Все шло гладко до нелетной погоды. Тогда начинались неприятности. На буровой скапливались лишние люди, начинались перебои с продуктами, водой. Улетающие сидели на своих баулах и напряженно прислушивались к вибрирующим звукам.
"Вертолет!?" ,-радостный возглас. Все вскакивали, -"Да нет ,-дизель" - опять обреченно садились. Снова похожий звук, все оживляются; (радость ли?).
Правда, вертолет:
Из окна станции вижу, мой напарник Саша с рюкзаком, как холодильник, проваливаясь ниже колена в грязь, стремится к вертолету. Машина слегка коснулась земли выбросив нам бочку воды. Толпа орала: "На базу! На базу?" Бортмеханик показал один палец, счастливчик ввалился внутрь (не Саша -другой). А Саша успел ухватится за края люка, пытаясь подтянуться, но бортмеханик оттолкнул его ногами сделав пилоту жест -"давай вверх!"
"Холодильник" плюхнулся в грязную воду. Саша на него. С трудом он докарабкался до станции. Чуть не плача стоял у входа, а я соскабливал с него грязь. Буровики позавидовали бы его виртуозному владению их языком (ругаясь матом с разной интонацией, протяженностью и душевностью они отражают все многообразие русского языка) не менее чем через час, он смог перейти на обычный. Улетел бедняга на третий день.
3.2.1 "Очень ценная вещь."
Я сам дважды попадал в жуткие истории с вертолетами. Оказались в "переплете" мы с Сережей Косициным:
Обязательно, надо к вечеру попасть на буровую. Подошли к объявленному борту, выяснилось, что вертолет "несет" подвеску и по инструкции людей брать нельзя. Стали уговаривать пилота, и он согласился. С нами летел еще один человек, оказался буровой мастер, которому доставляли какую то "каракадлистую" конструкцию.
Мы, трое, дремали, а механик, сквозь открытый люк в полу, смотрел на поведение висящего груза. Неожиданно вертолет начало болтать из стороны в сторону, пилот закричал механику: "Бросай железяку к черту." Мастер стал хватать механика за руки и орать:
-Вы чо, с ума сошли, нельзя бросать такую ценную вещь!
-Отойди, идиот ,-сказал ему пилот.
-Заткнись! И давай лучше рули ,-огрызнулся тот.
-Бросай быстрее, сейчас гробанемся н***р, -с новой силой заорал пилот.
Механик нажал красный рычаг, вертолет резко прыгнул вверх и в бок. Не знаю как выглядел я, а Сережа сильно побледнел и молчал. Но вертолет выровнялся и полетел спокойно. Только мастер возмущенно орал: "Ну, суки, сволочи, что сделали скоты. Я тебя, падлу, на земле найду."
-Дурак, закрой рот, а то тебя сейчас отправлю за борт охранять свою "ценную вещь", -успокоил его пилот.
На другой день мы беседовали с мастером:
-Ты что так взъерепенился в вертолете?
-Да вы не представляете, как эта штука мне была нужна.
-Он же жизни наши спас. Ты оскорбил человека.
-Понимаю. Я найду его обязательно, попрошу прощения и скажу спасибо.
3.2.2 "Дурость."
А один раз, я попал на момент переброски большим вертолетом нашей станции. Моей задачей было подготовить ее к транспортировке. То есть все связать, закрепить, защитить от возможных повреждений в момент посадки.
Закончил работу к вечеру. Можно пойти поспать в вагончике буровиков. Но там противно -накурено, шумно, грязно. Конец лета, белые ночи прошли, вертолеты в темноте не работают, спокойно отдохну в станции, а утром отправлюсь в Ноябрьск, -решил я. Каков же был ужас, когда проснувшись от грохота винтов, понял, что привязан тросом к летящей машине. Я будто ослеп, в глазах была только красная кнопка, на которую механик мог нажать. Но пилот "рулил хорошо" и в конце концов аккуратно поставил мою коробочку на землю.
Учитывая вышесказанное, теперь ясно, что Богу было угодно дать возможность дожить, и мне, и Сереже, и Саше, до глубокой старости.
Отредактировано Валерий (17.03.2017 10:46:37)