Форум начинающих писателей

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Форум начинающих писателей » Советы и заметки » Вопрос: как лучше вставлять комментарии? Профи дайте совет


Вопрос: как лучше вставлять комментарии? Профи дайте совет

Сообщений 1 страница 5 из 5

1

Есть сцена, где присутствуют трое персонажей. Двое болтает, третий (главгерой) слушает и комментирует про себя. А теперь вопрос.

Пишу диалог между двумя персонажами. Третьи персонаж их слушает и комментирует мысленно (делается для читателя, чтобы тот понимал что вообще происходит и как связано весь разговор с происходящим, но с точки зрения третьего персонажа). То есть как бы слова автора подменяются мнением "третьего" персонажа. "Многопоток" получается (в сцене 3(!) активных персонажа).

Чтобы не делать сложные текстовые конструкции, хотел подменить слова автора, мнением персонажа
"

Как лучше с точки зрения читабельности (восприятия глазами) подавать? Что говорят сами читатели?

В голову приходит два варианта подачи

Вариант 1 ([то что говорит один персонаж в диалоге] [-] [комментарий третьего персонажа, не автора(!)])

- Когда вы успели стать адвокатом? – меня похоже принимали за преступника или предателя.  И мне это не нравилось.

Вариант 2 (в две строки)

- Когда вы успели стать адвокатом?

Меня похоже принимали за преступника или предателя.  И мне это не нравилось.

Если делать так

- Когда вы успели стать адвокатом? - Спросил Персонаж1 у Персонажа2.

Меня, похоже, принимали за преступника или предателя.  И мне это не нравилось.

То при длинном диалоге, прийдется вставлять периодически [Спросил Персонаж1 у Персонажа2]. Это усложняет ИМХО восприятие.

Может есть примеры реализации подобных сцен классические, то есть те, что хорошо воспринимаются и литкритиками, и читателями?

0

2

Любой, но не первый вариант - он сбивает с толку. По смыслу это не одно, а два разных предложения: реплика персонажа1 и раздумья персонажа3. Стоит учитывать понятно ли интуитивно, кто где когда говорит и кому, в ином случае как-то уточнять. В словах авто после реплики или в раздумьях персонажа. Вместе с тем, злоупотреблять буквальными сказал, ответил, спросил тоже не стоит. Указывать на персонаж можно описанием его действия после реплики. Пример:
- Я никогда не был там, - Сергей нагнулся ближе к карте. - Как туда вообще добраться по болотам?
То есть, реплика и комментарий после неё не зря именно запятой разделяются, а не точкой. Подсознательно читатель понимает, что тот кто говорит, и тот, кого дальше описывает автор - один и тот же персонаж. Тем более, когда дальше следует вторая его реплика.
И если третий персонаж в беседе не участвует, то зачем прописывать кто кому задаёт вопрос? Их же двое, и если понятен хотя бы один из них, то обращение и другая реплика автоматически принадлежит второму. И третий персонаж он ведь не только обдумывать диалог может, но и позы двоих других, манеру речи, и из этого можно также узнать кто и когда говорит.

Андрей Шраупенмайстер написал(а):

- Когда вы успели стать адвокатом?

Меня похоже принимали за преступника или предателя.  И мне это не нравилось.

По форме это правильно, а вот содержание запутывает читателя. Реплика принадлежит персонажу1, адресована она персонажу2, а персонажу3 лучше бы размышлять такими словами:
"Похоже, он/персонаж1 принимал меня за преступника или предателя.  И мне это не нравилось".

Читателю и так трудно будет понять где кто и в какой момент, так зачем это "принимаЛИ"? Принимает тот персонаж, который задаёт вопрос, и незачем его сплавливать воедино с персонажем2. Надо всячески разделять их, идеально вообще манерой речи. У одного короткие предложения, будто он торопится куда-то, у увторого длинные и витиеватые. У одного есть слова-паразиты, у другого - нет, и так далее. Есть масса разных способов указать на то, где какие персонажи, и озвучивание их имён лишь самый первый и простой/ленивый способ.

0

3

То что вы предлагаете - создаёт сложную конструкцию. А хотелось бы избавиться от лишних (с точки зрения усложнения текста) слов автора.
Можете ли вы посоветовать произведения, которые были высоко оценены критиками и любимы читателями за свое мастерство, и в которых показана аналогичная ситуация, описанная мною?

0

4

Андрей Шраупенмайстер написал(а):

То что вы предлагаете - создаёт сложную конструкцию.

Я не уверен, правильно ли вы поняли мои слова. Усложнение тут только для автора, которому предстоит в угоду простоты восприятия текста читателем применять не один очевидный литературных приём, а комбинировать несколько разных.

Андрей Шраупенмайстер написал(а):

А хотелось бы избавиться от лишних (с точки зрения усложнения текста) слов автора.

Увеличения или усложнения текста? Одно не равно второму, поскольку отсутствие некоторых слов автора усложнит текст к пониманию.

Андрей Шраупенмайстер написал(а):

Можете ли вы посоветовать произведения, которые были высоко оценены критиками и любимы читателями за свое мастерство, и в которых показана аналогичная ситуация, описанная мною?

Мне кажется, у вас неверных критерий поиска. Литературное произведение - это сложное соединение разных приёмом, идей и умений автора (особенно касается крупной прозы). Высокая оценка критиками и читателями текста как целого не означает, что там хорошо прописаны конкретные случаи общения трёх персонажей. К примеру, почитайте Чехова, как он в рассказах строил диалоги. Не обязательно троих, но диалог двоих и монолог автора, это в любом тексте хватает.

0

5

Андрей Шраупенмайстер, у вас повествование идет от автора? Не стоит переходить на повествование от персонажа. Напишите что-то наподобие: Персонажу казалось, его принимали за преступника или предателя, и это раздражало.

0


Вы здесь » Форум начинающих писателей » Советы и заметки » Вопрос: как лучше вставлять комментарии? Профи дайте совет