Этот рассказ из прошлогоднего конкурса, я решила его выложить отдельно, потому что мне интересны комментарии к нему, есть вопросы, в которых хотелось бы разобраться.
Любовно-гастрономическая
Григорий с детства любил рыбу. Он помнил, как во времена перманентного советского дефицита отец иногда где-то «доставал» большую жестяную банку «Иваси», торжественно расстилалась на столе газета «Труд», селедочка и чёрный хлебушек немедленно нарезались на ней кусочками, лук кольцами, тут же, на газете, второпях ели, не в силах ждать, когда отварится картошка, и жирное селедочное пятно медленно, но неотвратимо поглощало очередные «задачи двадцать какого-то съезда КПСС». Таким же редким гостем на столе была сушеная рыба: вобла, плотва; «ржавая» - с коричневым налетом от длительного хранения, засоленная так круто, что сводило скулы, а специфический, насыщенный запах от неё держался в квартире ещё целый день. «Вишенкой на торте» считался поджаренный на спичке рыбий пузырь.
Постарел отец, ушла эпоха, захватив с собой дефицит, пришло время порицаемого прежде капитализма и изобилия - были бы деньги. Григорий перепробовал рыбу почти во всех её видах и ипостасях: вареную, соленую, вяленую, холодного и горячего копчения. Прекрасен был карась, жареный на сковороде, он же хорош в духовке со сметаной. А какая из него уха.. С щепоткой укропа, можно ещё зелёного лука, вода и карась - больше ничего не нужно, всё и так совершенно. Рыбный король, конечно же, малосольный муксун. Он божественно пахнет свежими огурцами. Берёшь его сырым, режешь тонкими пластами, солишь, перчишь и ставишь в холодильник на два часа, а лучше до следующего дня. Стараешься отвлечься, заняться чем-нибудь, но каждую минуту думаешь про муксуна и поглядываешь на часы. Через час не выдерживаешь, плюешь на никому даром не сдавшуюся рецептуру, достаешь вожделенное блюдо и растворяешься в огне гастрономической страсти. А строганина из муксуна и нельмы, а? Рыбу для строганины ловят только зимой, подлёдным способом, замораживают живьём там же, на льду, около лунки, размораживать нельзя - иначе теряется вкус. Острым ножом замороженная рыбья тушка строгается на тонкие пластины, которые красиво заворачиваются спиралью. Едят сразу же, замороженными, макая в соль с перцем. Ммм..А царская стерлядь… Да что там говорить, Григорий знал в рыбе толк. В магазинах он надолго пропадал в рыбном отделе, не спеша рассматривал ассортимент на витрине, думал, переходил к следующей, возвращался, иногда просмотром и ограничивался, не в силах сделать выбор. В этот раз он стоял около большого аквариума, наблюдая за огромной треской с бурой спиной, оливковыми боками и белым брюхом, как вдруг голова трески поднялась над поверхностью воды и красивым контральто довольно внятно произнесла:
- Помоги мне.
Григорий почувствовал как похолодело в груди и ноги стали немного ватными, он молча стоял не в силах пошевелиться.
- Спаси меня. Ну же. Прошу.
Ноги сами понесли Григория к продавцу, он купил морской соли, сверхпрочный большой пакет, в него налили воды, поместили треску, и через полчаса он уже сидел в своей квартире возле наполненной до краев ванны и растерянно разглядывал плескавшуюся гостью.
- Как тебя зовут?
- Гриша.
- Аделаида. Полюбила я тебя, Гриша. Спаситель мой. Добавь холодненькой. И пожрать бы чего.
Григорий повернул кран и кинулся к холодильнику, доставать из морозилки мойву.
Прошёл месяц. Григорий похудел, стал замкнутым, надолго задумывался о чем-то, глядя в одну точку, сторонился сослуживцев и друзей, источал неприятный запах - мыться в тазу было затруднительно, поссорился со своей девушкой Ниной, под любыми предлогами откладывая встречи.
- Ты что, втрескался там в кого-то? - кричала от отчаяния в трубку Нина. Григорий вздрагивал и отключал телефон.
Аделаида же росла как на дрожжах, сжирая килограммами креветки, обустраивала свой уголок бесчисленными милыми побрякушками: раковины всех цветов и размеров, кораллы, водоросли - Григорий за месяц стал обладателем «золотой» скидочной карты аквариумного магазина, спустив там две зарплаты. На ночь он чесал ей спинку и выслушивал мечты и пожелания.
- Дорогой, нам следует в этом году съездить в отпуск к морю. Желательно к Баренцеву.
Григорий внимательно смотрел на Аделаиду, пока она это говорила: на выпуклые глаза, на её большой рот, на короткий, мясистый, отвратительный усик под нижней челюстью; молча протянул руку ко дну ванны и выдернул пробку из отверстия слива.
- Иуда..- прошептала Аделаида.
* * *
В общем, треска всё же несколько суховата. Даже если в духовке, со сливочной заливкой и в сухарях. Григорий предпочитал более жирные сорта рыбы.
Отредактировано Вася (13.04.2024 11:32:36)