Спасибо Nezer'y, захотелось что-нибудь написать.
Валентина Антоновна вела продленку, и, как обычно, после трех часов с ней осталась одна Маша. Учительница никак не могла найти подход к этой девочке, хотя проработала в школе почти пятнадцать лет. Другие дети сторонились Маши, не обижали, но и не не дружили. Умная девчонка, всегда выполнявшая домашнее задание и твердо отвечавшая у доски, терялась, когда дело выходило за рамки школьной программы. Праздники или творческие конкурсы давались Маше с трудом, хотя от детей не требовали многого.
- Маш, мы опять вдвоем остались. Что будем делать?
- Валентина Антоновна, я домашку уже доделала, посижу учебник почитаю.
- Маш, ну ты чего, может во дворе побегаешь, и так шесть уроков отсидела. Что у вас было сегодня?
- Две математики, история, рисование, физика и география.
- Да уж. А что рисовали?
- Да как всегда, что захотим. Вы же знаете, у нас учителя нет по рисованию.
Валентина Антоновна улыбнулась.
- Да, знаю. Алла Сергеевна отдувается. Ну, она конечно не художник. А ты что нарисовала?
- Да так...
- Ну покажи, интересно же.
Маша достала из портфеля сложенный вдвое лист А4, изрисованный кругами, квадратами и другими фигурами.
- Ой, это геометрия прям какая-то.
- Я не умею по-настоящему рисовать. Да и мама с папой говорят, что это бесполезное занятие.
Маша скомкала лист.
- Почему же?
- Ну, в жизни рисование не пригодится. Вот математика и русский...
Валентина Антоновна задумалась. Машиных родителей она видела несколько раз - деловая одежда, строгий взгляд.
- Маш, у нас через два месяца конкурс будет к Рождеству, не хочешь картину нарисовать?
- Да я же не умею...
- Так и я не умею... давай вместе разберемся, а ты придумаешь, что на картине будет.
- А вы со мной будете рисовать?
- Я с тобой учиться буду, а на конкурс мне нельзя, я уже не школьница.
- Ну, можно попробовать. А как мы узнаем, как надо рисовать?
- Почитаем в интернете, да и в библиотеке наверняка учебники есть.
Следующие недели учительница и ученица, оставаясь вдвоем, читали учебник по перспективе и смотрели уроки рисования в интернете. Оказалось, что практически любой объект можно изобразить, как совокупность простых фигур, а перспектива определяется математическими правилами. К концу месяца у Маши уже получались цветы, кухонная посуда и даже здания, ей очень помогали навыки в геометрии. А Валентина Антоновна застряла на построениях фигур и тенях. В школе она преподавала литературу, и линии горизонта с точками схода казались ей чем-то невероятно сложным.
В начале декабря Маша решила, что будет на картине.
- Валентина Антоновна, я нарисую Рождественскую ночь. Дом на заснеженном холме, рядом украшенную ель и рождественскую звезду в небе.
Учительница сидела в раздумьях. Ей уже было ясно, что она не сможет рисовать так хорошо, как Маша. Она старалась, но ее рисунки были совсем детскими и плоскими, в то время как Маша могла простыми карандашами запросто изобразить интерьер класса, кошку или букет цветов. Валентина Антоновна немного завидовала Маше, даже стала больше спрашивать ее на уроках. Она понимала, что это совсем не то, чего она хотела месяц назад.
- Хорошо. В учебнике написано, что сначала ты должна проработать композицию, и только затем приступить к самому рисунку. Давай послезавтра сделаешь эскизы и выберем лучший?
- Вы мне поможете?
- Конечно, помогу.
К следующей продленке Маша подготовила четыре варианта будущей картины. Учительница долго смотрела на них, наконец сказала:
- Мне больше всего понравилась эта, со звездой над макушкой ели.
- Да, мне тоже она нравится.
- Маш, только я не смогу тебе помочь рисовать. У меня не получается.
- Валентина Антоновна...
- Послушай, теперь я буду только мешать... поэтому, ты будешь рисовать дальше одна, а я тебе кое-что подарю.
Валентина Антоновна сняла со стула пакет, и достала из него целый набор художника: двенадцать карандашей различной твердости, ластики, карандаши для растушевки, нож для заточки и блокнот.
- Это все мне? Спасибо большое.
Девочка подошла к учительнице и обняла ее. Валентина Антоновна чуть не расплакалась.
- Да. Ты должна нарисовать самую лучшую картину для конкурса, пообещай.
- Обещаю.
- Завтра возьмем в классе для рисования ватман и можешь начинать.
Картину Маша рисовала еще три недели. Сначала тонко заточенным твердым карандашом расчертила основные линии и точки. Затем обозначила контуры холма и дома в перспективе. Казалось, дом возвышается над зрителем. Наверху, в небе, появилась луна в облаках, а от дома, в окнах которого горел свет, протянулись тени. Потом внизу холма легла заледеневшая река, у горизонта встал лес, а рядом с домом раскинула лапы заснеженная ель. Когда все основные объекты были прорисованы, Маша ластиком аккуратно стерла лишние линии и точки. Последнюю неделю она прорисовывала мелкие детали и увлеченно накладывала тени, растушевывая их пальцами и специальным бумажным карандашом. Уже перед самыми каникулами обвела контуры самыми мягкими и черными карандашами, а в небе, прямо над елью, зажглась звезда.
Валентина Антоновна теперь только наблюдала, как Маша рисует. Перед каникулами учителя собрали детские рисунки и поделки, Машины одноклассники смотрели на ее картину и спрашивали:
- Маш, ты это сама нарисовала?
- А кто тебя научил?
- А меня нарисуешь?
Девочка смущалась, и говорила, что ей помогала Валентина Антоновна, и что портреты она пока рисовать не умеет.
Конкурсную выставку открыли шестого января, в школу пригласили всех детей с родителями. Маша с утра вышла из комнаты, хлопая сонными глазами.
- Мам, пап, вы помните, что сегодня в школу, на выставку?
- Солнышко, у меня три проекта горит, а у папы клиент сегодня, может быть договор подпишут.
Маша чуть не расплакалась.
- Мам, ну вы же обещали...
- Мы обязательно сходим и посмотрим, что ты нарисовала, но не сегодня. Можешь сфоткать и прислать нам. Все, мы уехали, завтрак на столе.
Маша не стала завтракать, лежала на кровати, смотрела в потолок и думала, что надо было нарисовать рождественскую звезду ярче.
Фото с конкурса родителям прислала классная руководительница. Она спрашивала, почему Маша не пришла в школу, ведь она заняла первое место. Родители вернулись вечером с тортом.
- Маш, извини, что не смогли прийти. Мы вставим твою картину в рамку и повесим в комнате, чтобы рождественская звезда радовала нас всех.
- Нет, я решила, что дорисую картину и подарю Валентине Антоновне.
Отредактировано Семён Коробов (02.01.2025 12:34:01)