Форум начинающих писателей

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Форум начинающих писателей » Малая проза » Рождественская ночь. (Повседневность, 12+).


Рождественская ночь. (Повседневность, 12+).

Сообщений 1 страница 26 из 26

1

Спасибо Nezer'y, захотелось что-нибудь написать.

Валентина Антоновна вела продленку, и, как обычно, после трех часов с ней осталась одна Маша. Учительница никак не могла найти подход к этой девочке, хотя проработала в школе почти пятнадцать лет. Другие дети сторонились Маши, не обижали, но и не не дружили. Умная девчонка, всегда выполнявшая домашнее задание и твердо отвечавшая у доски, терялась, когда дело выходило за рамки школьной программы. Праздники или творческие конкурсы давались Маше с трудом, хотя от детей не требовали многого.
- Маш, мы опять вдвоем остались. Что будем делать?
- Валентина Антоновна, я домашку уже доделала, посижу учебник почитаю.
- Маш, ну ты чего, может во дворе побегаешь, и так шесть уроков отсидела. Что у вас было сегодня?
- Две математики, история, рисование,  физика и география.
- Да уж. А что рисовали?
- Да как всегда, что захотим. Вы же знаете, у нас учителя нет по рисованию.
Валентина Антоновна улыбнулась.
- Да, знаю. Алла Сергеевна отдувается. Ну, она конечно не художник. А ты что нарисовала?
- Да так...
- Ну покажи, интересно же.
Маша достала из портфеля сложенный вдвое лист А4, изрисованный кругами, квадратами и другими фигурами.
- Ой, это геометрия прям какая-то.
- Я не умею по-настоящему рисовать. Да и мама с папой говорят, что это бесполезное занятие.
Маша скомкала лист.
- Почему же?
- Ну, в жизни рисование не пригодится. Вот математика и русский...
Валентина Антоновна задумалась. Машиных родителей она видела несколько раз - деловая одежда, строгий взгляд.
- Маш, у нас через два месяца конкурс будет к Рождеству, не хочешь картину нарисовать?
- Да я же не умею...
- Так и я не умею... давай вместе разберемся, а ты придумаешь, что на картине будет.
- А вы со мной будете рисовать?
- Я с тобой учиться буду, а на конкурс мне нельзя, я уже не школьница.
- Ну, можно попробовать. А как мы узнаем, как надо рисовать?
- Почитаем в интернете, да и в библиотеке наверняка учебники есть.
Следующие недели учительница и ученица, оставаясь вдвоем, читали учебник по перспективе и смотрели уроки рисования в интернете. Оказалось, что практически любой объект можно изобразить, как совокупность простых фигур, а перспектива определяется математическими правилами. К концу месяца у Маши уже получались цветы, кухонная посуда и даже здания, ей очень помогали навыки в геометрии. А Валентина Антоновна застряла на построениях фигур и тенях. В школе она преподавала литературу, и линии горизонта с точками схода казались ей чем-то невероятно сложным.
В начале декабря Маша решила, что будет на картине.
- Валентина Антоновна, я нарисую Рождественскую ночь.  Дом на заснеженном холме, рядом украшенную ель и рождественскую звезду в небе.
Учительница сидела в раздумьях. Ей уже было ясно, что она не сможет рисовать так хорошо, как Маша. Она старалась, но ее рисунки были совсем детскими и плоскими, в то время как Маша могла простыми карандашами запросто изобразить интерьер класса, кошку или букет цветов. Валентина Антоновна немного завидовала Маше, даже стала больше спрашивать ее на уроках. Она понимала, что это совсем не то, чего она хотела месяц назад.
- Хорошо. В учебнике написано, что сначала ты должна проработать композицию, и только затем приступить к самому рисунку. Давай послезавтра сделаешь эскизы и выберем лучший?
- Вы мне поможете?
- Конечно, помогу.
К следующей продленке Маша подготовила четыре варианта будущей картины. Учительница долго смотрела на них, наконец сказала:
- Мне больше всего понравилась эта, со звездой над макушкой ели.
- Да, мне тоже она нравится.
- Маш, только я не смогу тебе помочь рисовать. У меня не получается.
- Валентина Антоновна...
- Послушай, теперь я буду только мешать... поэтому, ты будешь рисовать дальше одна, а я тебе кое-что подарю.
Валентина Антоновна сняла со стула пакет, и достала из него целый набор художника: двенадцать карандашей различной твердости, ластики, карандаши для растушевки, нож для заточки и блокнот.
- Это все мне? Спасибо большое.
Девочка подошла к учительнице и обняла ее. Валентина Антоновна чуть не расплакалась.
- Да. Ты должна нарисовать самую лучшую картину для конкурса, пообещай.
- Обещаю.
- Завтра возьмем в классе для рисования ватман и можешь начинать.
Картину Маша рисовала еще три недели. Сначала тонко заточенным твердым карандашом расчертила основные линии и точки. Затем обозначила контуры холма и дома в перспективе. Казалось, дом возвышается над зрителем. Наверху, в небе, появилась луна в облаках, а от дома, в окнах которого горел свет, протянулись тени. Потом внизу холма легла заледеневшая река, у горизонта встал лес, а рядом с домом раскинула лапы заснеженная ель. Когда все основные объекты были прорисованы, Маша ластиком аккуратно стерла лишние линии и точки.  Последнюю неделю она прорисовывала мелкие детали и увлеченно накладывала тени, растушевывая их пальцами и специальным бумажным карандашом. Уже перед самыми каникулами обвела контуры самыми мягкими и черными карандашами, а в небе, прямо над елью, зажглась звезда.
Валентина Антоновна теперь только наблюдала, как Маша рисует. Перед каникулами учителя собрали детские рисунки и поделки, Машины одноклассники смотрели на ее картину и спрашивали:
- Маш, ты это сама нарисовала?
- А кто тебя научил?
- А меня нарисуешь?
Девочка смущалась, и говорила, что ей помогала Валентина Антоновна, и что портреты она пока рисовать не умеет.
Конкурсную выставку открыли шестого января, в школу пригласили всех детей с родителями. Маша с утра вышла из комнаты, хлопая сонными глазами.
- Мам, пап, вы помните, что сегодня в школу, на выставку?
- Солнышко, у меня три проекта горит, а у папы клиент сегодня, может быть договор подпишут.
Маша чуть не расплакалась.
- Мам, ну вы же обещали...
- Мы обязательно сходим и посмотрим, что ты нарисовала, но не сегодня. Можешь сфоткать и прислать нам. Все, мы уехали, завтрак на столе.
Маша не стала завтракать, лежала на кровати, смотрела в потолок и думала, что надо было нарисовать рождественскую звезду ярче.
Фото с конкурса родителям прислала классная руководительница. Она спрашивала, почему Маша не пришла в школу, ведь она заняла первое место. Родители вернулись вечером с тортом.
- Маш, извини, что не смогли прийти. Мы вставим твою картину в рамку и повесим в комнате, чтобы рождественская звезда радовала нас всех.
- Нет, я решила, что дорисую картину и подарю Валентине Антоновне.

Отредактировано Семён Коробов (02.01.2025 12:34:01)

+4

2

Семён Коробов написал(а):

- Маш, ну ты чего, отдохни, и так шесть уроков отсидела. Что у вас было сегодня?

и так шесть уроков отсидела. Побегай.

Семён Коробов написал(а):

Учительница долго смотрела на них

повествование очень затянуто второстепенными деталями
финал миленький, но лучше его подать как прямую речь. Допустим.

- А почему ты не пришла сегодня?
Голос Маши дрожал от слёз.
- Надо было нарисовать рождественскую звезду ярче.

Отредактировано Ascard200 (02.01.2025 02:11:53)

+1

3

Хоть вы  слегка затянули повествование, зато завершили расск весьма изящно, поздравляю! :cool:

Отредактировано Литопс (02.01.2025 03:18:04)

+1

4

Всем спасибо за прочтение и замечания. Подредактировал текст, дописал финал.
Если есть админы, исправьте, пожалуйста, название темы, вчера прозевал описку.

Отредактировано Семён Коробов (02.01.2025 12:33:21)

0

5

хотя от детей не требовали многого

хотя от детей и не требовали многого

- Маш, ну ты чего, может во дворе побегаешь, и так шесть уроков отсидела. Что у вас было сегодня?
- Две математики, история, рисование,  физика и география.

- Маш, ну ты чего, может во дворе побегаешь, и так шесть уроков отсидела.
- Я хочу учебники читать.
- Ну, хорошо. Что у вас было сегодня?
- Две математики, история, рисование,  физика и география.

совсем не хватает описаний реакций.

- Маш, ну ты чего, может во дворе побегаешь, и так шесть уроков отсидела.
Девочка скуксилась и отвела взгляд.
- Я хочу учебники читать.
Учительница поспешно закивала:
- Ну, хорошо. Что у вас было сегодня?
На лице Маши появилась тень жизни:
- Две математики, история, рисование,  физика и география.

0

6

Приветствую.
Мне показалось, что в рассказе чего-то не хватает: толи чуда, толи каких-то эмоций, толи больше какого-то упора, может быть, на разговор с родителями. Ну, может быть, если бы родители пришли с тортом, потому что они были как раз на выставке, и Маша поняла какая дура.

Более конфликт вывести, потому что сначала упор был на Валентину Антоновна (почему-то Семеновной хочу назвать), а потом стало понятно, что этот рассказ об обиде Маши, о том, что она хотела внимания родителей. Я думала, что она в принципе грустная сама по себе.

Вы вообще никогда не описываете чувств, никогда их не расписывайте. Всегда внешне описываете вещи. А сейчас выбрали тематику, которая предполагает нагнетание внутренних ощущений, потому что внешне ничего не происходит.

К тому же темы были до этого менее повседневные и более зрелые, и они, конечно, больше интересовали, чем рассказ про Машу. Так что читалось нудновато: как Маша постепенно училась, но не написано зачем ей это надо было. Дети очень часто бросают свои сиюминутные увлечения. Учительница тоже какая-то ровная вышла, без эмоций.

Как-то нейтрально получилось, как будто нет выделенного жанра. Рассказ начинается с как бы ничего и как бы и кончается ничем.

Отредактировано Логинова Виктория (05.01.2025 22:54:35)

0

7

Логинова Виктория написал(а):

толи чуда

Ну, чудо случилось - Маша научилась рисовать и поняла, что даже родители могут ошибаться.

Логинова Виктория написал(а):

Ну, может быть, если бы родители пришли с тортом, потому что они были как раз на выставке, и Маща поняла какая дура.

Это было бы еще хуже - родители идут без Маши на выставку, ее день итак испорчен.

Логинова Виктория написал(а):

Более конфликт вывести,

Ну, это повседневность. конфликт здесь не Маши с родителями, а в нужности/ненужности творчества, и Маша делает выбор.

Логинова Виктория написал(а):

Я думала, что она в принципе грустная сама по себе.

Ну, по задумке Маша не грустная, а скорее слишком серьезная, что обусловлено влиянием родителей.

Логинова Виктория написал(а):

что она хотела внимания родителей.

До выставки ей вполне хватало внимания родителей. ВНимание ей нужно было именно в тот момент.

Логинова Виктория написал(а):

Вы вообще никогда не описываете чувств, никогда их не расписывайте.

Ну гораздо интереснее если вы сами поймете чувства героев. Машу вы же представили грустной.

Логинова Виктория написал(а):

Рассказ начинается с как бы ничего и как бы и кончается ничем.

Ну почему же ничем. Маша поняла, что даже родители могут ошибаться, что есть и другие люди, которые за нее беспокоятся и могут многому научить. Повседневность...

0

8

Семён Коробов, вроде всё понятно. Это моё личное впечатление. Я уже много раз замечала, что имею совершенно другую картинку от прочитанного нежели то, что Вы объясняете. Он у Вас на то и рассчитан, чтобы в него вкладывать при наличии картинки. В этот раз не получилось. Не верю я Маше, что родители у неё не любят творчество (ну, они просто на него не обращают внимание). Не верю я Маше, что ей нравится рисовать. Бросит она это дело и снова возьмётся за учебник, потому что сама как свои родители.

0

9

Логинова Виктория,
Вполне возможно 😅

0

10

Семён Коробов - А что Литература сегодня...
   Вам всё равно, что мир мой разрушен.

0

11

Павел Черепанов,
А чем сегодня отличается от вчера? 🤔

0

12

Павел Черепанов, забавно что ты среди беллетристов, которые пишут литературу, пытаешься искать Литературу от Писателей.

0

13

Хорошая история. И хорошо изложена, вроде бы, но мне не хватило впечатлений от самого повествования, художественности. Не знаю, правда, как это исправить, и нужно ли.

0

14

sandro написал(а):

И хорошо изложена, вроде бы, но мне не хватило впечатлений от самого повествования, художественности.

Ну, этот рассказ просто мое переложение рассказа Nezer'а, да, и если честно, я ничего не смыслю в теории, сейчас вот гуглю, что такое художественность.
UPD: Погуглил, блин, это слишком сложное понятие. И я даже не представляю, какими методами добиваться этой самой художественности.

Отредактировано Семён Коробов (05.01.2025 23:15:23)

0

15

Семён Коробов, хахаха, тоже загуглил, ниче не понял. Нужно гуглить слова из пояснения.

0

16

Nezer написал(а):

Семён Коробов, хахаха, тоже загуглил, ниче не понял. Нужно гуглить слова из пояснения.

Ну, это то, что отличает ремесло от искусства. Ну, вы понимаете...

0

17

Семён Коробов, я сказал - художественность? Не обращайте внимания, сам в этом не разбираюсь) Посто это слово показалось уместным.
Если проводить аналогию с сюжетом, мне не хватило мазков и красок. Личные предпочтения, не более.
Пойду гуглить художественность)

+1

18

Ага, ясно. Это умение передать словами увиденное и понятое. Подобно написанию картины у художников.
Если правильно понял.

0

19

sandro написал(а):

мне не хватило мазков и красок

Ммм, а в описании кого из героев не хватило красок?

Я конечно, могу сгустить:
Маша окрысилась и колючим, как сюрикены, взглядом посмотрела на учительницу.
- Я же ясно сказала, что не умею рисовать!

Ну или:
Учительнице от зависти хотелось выть, как голодной волчице вслед пробегающему стаду лосей...

Я, конечно, тоже за художественность, но как найти ту тонкую грань, где излишек красок превращает картину в мазню?

0

20

Семён Коробов,

Семён Коробов написал(а):

Я, конечно, тоже за художественность, но как найти ту тонкую грань,

Послать читателя, сказать, что он просто ничего не понял. А потом в следующих произведениях высмеивать его и ситуацию.  :cool:

0

21

Nezer написал(а):

Послать читателя, сказать, что он просто ничего не понял. А потом в следующих произведениях высмеивать его и ситуацию.

Скатиться в метамодерн, и объявить, что Пушкин, наконец, умер? После ста лет страданий? :)

Отредактировано Семён Коробов (05.01.2025 23:41:22)

0

22

Я то конечно, могу сгустить:
Маша окрысилась и колючим, как сюрикены, взглядом посмотрела на учительницу.
- Я же ясно сказала, что не умею рисовать!
Ну или:
Учительнице от зависти хотелось выть, как голодной волчице вслед пробегающему стаду лосей...

Другое дело.

А если серьезно. Это разные приятные глазу детальки, в интерьере, в поведении, в диалогах. Сложность в том, как снабдить их смыслом, сделать частью истории, а ни чем-то напускным. Сам не люблю ничего лишнего в повествовании.
Повторюсь, это был бы уже другой рассказ. Что в данном случае совсем не обязательно.

0

23

Семён Коробов, доооооо :D

0

24

Вот и наступило шестое января...Вот и сочельник. И мы читаем ваш рассказ.
Господи, бедная Маша, которую не замечали родители...зачем родили тогда?..Какие нафиг проекты, когда дочь рисовать научилась?..
Бездушные люди...
Правильно Маша решила, что подарит эту картину учительнице - та стала ей ближе, чем родные папа с мамой.

У меня рассказ вызвал много эмоций - у вас получилось, и спасибо вам за это. Вы добились главного - чтобы в сердце откликнулось.

0

25

Все написано просто и ясно, так, как и должно быть.
Рассказ написан в стиле Валентины Осеевой, и его могут читать дети лет с восьми.

0

26

Семён Коробов: "А чем сегодня отличается от вчера?"
     - А может сегодня, мы отвечаем за этот мир. Вчера отвечали другие люди, они сохранили Пушкина, не дали ему умереть.  Может сейчас мы в ответе за Пушкина? Вчерашний куплет: "... повороты веками". Позавчера: тебе принесли деньги -  помогли. Вчера: офицеры ЦРУ, бродили по стране с чемоданчиками долларов, вряд ли для помощи, нуждающимся детям. А сегодня...
   - Сегодня художественно осмыслить мир - может это вечная задача писателей.
    Вам всё равно, что мир мой разрушен.

0


Вы здесь » Форум начинающих писателей » Малая проза » Рождественская ночь. (Повседневность, 12+).