Итак, дочитал до конца.
В повести два героя первого плана - Грачев и Неспящий (Троицын). Фамилии героев должны символизировать их характеры - Грачев, перелетная птица, не может усидеть на месте, Троицын, после превращения в упыря рвет с прошлым и становится Неспящим.
Характеры героев, на мой взгляд, по ходу повести раскрыты.
Теперь о названии - Перелетная птица. Оглашенный. С перелетной птицей более менее ясно, все же по задумке автора, главный
герой - Грачев. С Оглашенным ясности меньше. Это слово имеет два значения, современное - бестолковый, шумный, и старое - тот, кто готовится принять крещение. Рому определенно можно назвать бестолковым, но никак не шумным. Он скорее тихий. Как я понял, Рома крещен, следовательно, не может быть оглашенным. Не совсем понятно, зачем у Ромы еще и эпилепсия. Возможно, чтобы не служить в армии?
В повести оба героя так или иначе следуют одной линии - они умерли, стали упырями, но не очень хотят ими быть, терять человечность, и видимо, хотят избежать ада. И если Рома крещен и еще может избежать этой участи, то некрещенный Неспящий, согласно догмам, этой возможности лишен. Именно на этом, в моем понимании строится сюжет.
Присутствие сверхъестественных сил должно помочь героям сделать выбор, сторона зла толкает Неспящего к "упыризации", сторона добра пытается помочь Роме остаться человеком. На мой взгляд, сюжетная линия с потусторонними силами слабая, даже если это их "внутренние демоны".
О динамике персонажей - практически всю повесть Рома остается в статичном состоянии. Жизнь до детдома, детдом, жизнь с женой, становление упырем, раскопки, трудничество - не вызывает ни у него, ни у читателей никаких эмоций. Не очень ясно, зачем вообще были нужны раскопки, возможно просто заполнить временной промежуток. Ничто не изменилось в характере Ромы в этот период. С трудничеством таже история. Церковь не стала ему ближе. Если замысел автора в том, чтобы всю повесть до последних глав держать Рому в статичном состоянии - то задача выполнена, но внимание зрителей неизбежно от Ромы смещается в сторону других героев. О Неспящем - динамики в его характере тоже практически нет, но описан он ярче, к тому же по складу характера ближе к обычному человеку и неизбежно притягивает внимание читателя.
Практически все второстепенные герои - женщины, которые так или иначе связаны с Ромой. Жена, мама, бабушка, Алена, Ирина - никто ему не дорог. Их характеры практически не раскрыты, может, за исключением мамы. Ирина и Алена - потенциальные жертвы Ромы.
С Неспящим связаны две женщины - мама Ромы и Настя. Настин характер раскрыт, но ее роль не очень ясна. Показать, что Неспящий еще не совсем упырь и отпускает девушку?
Еще один второстепенный герой, которому даже посвящен эпилог - Нечаев. Возможно, это попытка внести какую то интригу в повесть, дать намек, что в дальнейшем упырям придется противостоять какой-то организации, которая с ними борется. Но конце мы получаем еще одного героя-упыря.
Вывод у меня такой - если повесть строится на внутреннем конфликте героя (или героев), то читатель хоть и догадывается об этом конфликте, но не получает значимого развития конфликта. Также не очень обрисованы пути разрешения.
Отредактировано Семён Коробов (13.12.2024 14:09:18)