Форум начинающих писателей

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Как быть?

Сообщений 1 страница 24 из 24

1

Вопрос простой, но в то же время - весьма занимательный. Разберем ситуацию. Имеем текст, в котором есть действия и диалоги, активные и пассивные сцены. Короче есть, "что поесть", но ... Как быть , если нужно что-то объяснить  для читателя?
Мир, который создает автор в своих произведениях прост и очевиден, для него, автора. Для читателя этот мир , зачастую, незнаком или знаком, но не так, как автору. Это естественно. И это понятно. Но! Как ввести читателя в курс дела, по тому или иному вопросу, возможно возникающему во время ознакомления читателя с миром автора?
Необходимы ли пояснения, и как часто, в какой форме лучше? Пустить все на самотек, пусть думает, как хочет? Как достаточно просто и в то же время эффективно показать читателю "что есть ху?"

Как всегда, благодарен за конструктивные предложения, советы и прочая. Флудом просьба не заниматься. Убедительная.

+1

2

Torpex написал(а):

Необходимы ли пояснения, и как часто, в какой форме лучше? Пустить все на самотек, пусть думает, как хочет? Как достаточно просто и в то же время эффективно показать читателю "что есть ху?"

От текста зависит.

Даже из такого простецкого приёма, как сноска, можно сделать изюминку. См. напр. "Железная пята" Джека Лондона и во многом с неё слизанный "1984".

В общем. приём должен соответствовать стилю и прочим приёмам.
Ничто не работает само по себе, только в совокупности.

0

3

Можно сделать предисловие, в котором оговорить некоторые детали мира. Но у этого способа есть огромный минус - внчале читатель может не вникнуть в суть и потеряться от количества инофрмации.
Можно еще вводить всякие информационные блоки, типа ГГ читает историческую книгу или смотрит новости, в которых появняются кое-какие моменты.
Могу сказать о себе, если это полезно :) Не люблю читать ссылки, особенно если они полстраницы занимают и тем более на мой вкус убого сомтрятся скобки с появнениями. Эти два способа бы не использовала.
А вообще, интересный вопрос, я тоже послушаю ответы :)

0

4

Charlie_Gelner написал(а):

Можно сделать предисловие, в котором оговорить некоторые детали мира.

Антонация? Или пролог?
а если это касается специфических аспектов, например не было нужды до 2-3 главы, но потом резко возникает, чтобы объяснить то  или это?

0

5

Torpex, приведите пример. Мне кажется, так будет проще ответить. Может даже из готовых рассказов форумчан.

0

6

sandro написал(а):

Torpex, приведите пример. Мне кажется, так будет проще ответить. Может даже из готовых рассказов форумчан.

не буду особо копаться в чужих, приведу такой пример: Такой себе черновик.

Дословно:
- Пять минут Джо. Форма одежды – представительная. Тебя в  крепость вызывают. Срочно.
- Понял,- ускоряюсь с просушкой на потоке горячего воздуха. Форму не меняю, но всё равно опоздаю. Но опоздать – это не смертельно.  «Смертельно – по подъему не проснуться». Интересно было иное. Вызов в «крепость». Это самое старое сооружение на нашей базе, о котором ходили легенды. На данный момент там разместилась штаб-квартира СКК нашего сектора. Серьезные ребята.  «Старший брат, кум и сват» Боевого Флота Лиги Свободных Миров. В «Особом отделе» базы, надзирателями над нами «грешными», пожалуй, не было даже трети тех полномочий, которыми располагал один офицер мониторов, а уж руководство секторального отдела могло заткнуть рот любому крикуну – политику, из парламента. Говаривают, что все Свободные Миры и их колонии, с базами, с самого момента объединения в Лигу, находятся под «колпаком» этой конторы.  Ну да ладно, насколько я знаю, особо мне делить с мониторами  СКК нечего. Ну а подробности «интимных» встреч  с « конторскими», во флоте не обсуждают.

И еще:

    Тренажерные установки управляемых силовых полей, это довольно старый, но весьма эффективный агрегат.  Надетые на конечности перчатки, сандалии и пояс, под воздействием полей контролируемых программой дают реальные нагрузки на всё тело, и очень даже , правдоподобную «картинку», при помощи лицевой маски. Как только я сделал жест активации тренировки, тут же оказался в трехмерном мире, в доброй сотне метров над землей, на узком карнизе, выступающем из монолита серой скалы. Ну, естественно, что искала, и высота, и даже легкий ветерок, обдувающий виртуального альпиниста, были всего лишь иллюзией, спецэффектами. Реальными были лишь нагрузки, которые получило всё тело, когда я начал своё «восхождение» на вершину . Со стороны , возможно ,это выглядело бы странно и нелепо – человек, в маске, и странного вида экипировке размахивал руками, ногами и перемещался «на месте» всего в полуметре от пола. Но, когда привыкаешь к подобному зрелищу, то уже через несколько дней,  то безошибочно определяешь, Лазает по деревьям, или бегает на лыжах тот, кто тренируется.

0

7

Torpex написал(а):

а если это касается специфических аспектов, например не было нужды до 2-3 главы, но потом резко возникает, чтобы объяснить то  или это?

Я не вижу в этом проблемы, как раз интригуешь читателя в самом начале, он читает и ждёт, когда же начнётся то, что ему в прологе обещали :)

0

8

Мне кажется,, оба примера вполне хорошо смотрелись бы прям в тексте :) если уж придираться, то возникает вопрос, зачем автор все поясняет, ведь ему это все знакомо :) или он попаданец? Если да, то вообще вопросов нет :)

0

9

Charlie_Gelner, Текст написан от первого лица, естественно это мир автора, Для ГГ(?) он привычен. Этот мир, и все в нем происходящее подается через призму восприятия ГГ, если что не по нраву - то и характеристику дает соответствующую.
А посему вопрос - нужны ли подобные отступления для читателя или нет? Также беглые описания технологий  данного мира, религии, социального устройства общества, жизнь на иных планетах, иных цивилизаций. Разница между мирами. ( Это  всего лишь первая глава, о "приключениях бравого десантника"). Допустим рассказ идет к слушателю, который не в курсе, жителям более отсталой в технологическом и других планах планете.

0

10

Torpex, спасибо. Знакомые отрывки. По-моему, мы их уже обсуждали. Чуть позже постараюсь ответить.

0

11

Torpex, у меня эти описания не вызвали отторжения, на самом деле :) Тем более если это что-то типа рассказа или даже дневника, который будет читаться непонятно кем непонятно через какой промежуток времени, автор этого дневника может вдаваться вподробности, ящитаю :)

0

12

sandro написал(а):

Знакомые отрывки. По-моему, мы их уже обсуждали.

Вы просили привести пример. Я привел. Обсуждаем же не сам текст (проехали), а саму суть вопроса. Нужны ли подобные "отступления", для пояснения автором мира, в какой форме, в каком количестве. Насколько подробные. Насколько они "отягощают" текст.

Charlie_Gelner написал(а):

это что-то типа рассказа или даже дневника, который будет читаться непонятно кем непонятно через какой промежуток времени, автор этого дневника может вдаваться в подробности,

по первоначальному замыслу - это , как бы история жизни , рассказанная своим потомкам. "Далеким" от космоса. Как мы , в малые года познаем окружающий мир? Естественно, не в самом младенчестве))). один из источников информации - это "байки от взрослых", истории, в которых наши родители или кто еще был участником , очевидцем.

0

13

Torpex, поняла :) Опять-таки, такие вещи как оружие или корабли можно пояснять прям в тексте. Даже сужу по себе, жиу на планете Земля, но от оружия земного далека и мне многое в этом вопросе надо пояснять, как и в вопросах короблей (космический, морских и боевых), поэтому думаю уместно :)

0

14

Torpex написал(а):

Нужны ли подобные "отступления", для пояснения автором мира, в какой форме, в каком количестве. Насколько подробные. Насколько они "отягощают" текст.

241 сообщение Там есть ответ на похожий вопрос.

0

15

Самой распространенной ошибкой, как я поняла, в этом смысле, является пересказ  в диалоге очевидных для персонажей вещей. Напр. - да, теперь нам очень трудно, с тех пор как пришла вечная зима, начался голод  и всё такое, - задумчиво сказал Степан жене.
Ну, то есть жена как бы в курсе уже. И это объяснение сделано для читателя, и это бросается в глаза. Вот таким мы часто грешим.

0

16

Туся написал(а):

Вот таким мы часто грешим.

не мы,извините, а вы.

0

17

Билли Кинг написал(а):

Туся написал(а):Вот таким мы часто грешим.не мы,извините, а вы.

Хорошо - вы.

0

18

Мир, который создает автор в своих произведениях прост и очевиден, для него, автора. Для читателя этот мир , зачастую, незнаком или знаком, но не так, как автору. Это естественно. И это понятно. Но! Как ввести читателя в курс дела, по тому или иному вопросу, возможно возникающему во время ознакомления читателя с миром автора?

Как? Да никак))) действуйте интуитивно)))

Кстати, да, в принципе это большая проблема. У меня было несколько рассказиков лично для себя и знакомых, так самая их большая проблема написанного как раз в том, что подавать нечто новое и понятное мне, кому-то в принципе незнакомому с сюжетом и местом действия крайне сложно.

Лично меня спасла возможность расписывать определённые действия, постепенно отвечая на те или иные вопросы путём сюжетных сценок. Ничего особого сложного после этого я не замечала. Все остальные проблемы возникали лишь тогда, когда некоторые важные пояснения выпадали из моей головы и я забывала их вставить, но тут, как говориться, беда в личной невнимательности)))

А вот для больших историй, как я думаю, те же предисловия, содержащие в себе слишком много ненужной информации, скорее отталкивают, чем притягивают. Вот я сейчас создам простенький пример:

Где-то за границами нашей реальности существует особый мир, населённый удивительными существами. Там живут ходячие громадные грибы-мутанты, подверженные мании завоевания. Главные их враги это пушистый род Чупокабр, добрых существ, наделённых исключительно милой внешностью. К несчастью, грибы-мутанты во много раз сильнее доброжелательных Чупокабр, а потому продолжают истреблять и порабощать мирный вид. Именно поэтому совет Чупокабр готовиться к особому ритуалу, который вот-вот перенесёт в их мир героя, способного всех спасти.

Что из этого мы уже знаем? Мы знаем про два вида, про главного героя и его цель. А также про то, кто плохой и хороший. Уже не интересно и никакие сюжетные хитрости на мой взгляд не спасут подобные истории, так как их мир, пусть и не детально, но уже понятен. Романтика познания уходит на пятый план, вперёд устремляется лишь сюжет и каким бы тот ни был, мир, не вызывающий особый интерес уже ничего не спасёт от рассеянного внимания читателя. Где тайна? Где изюминка? Зачем что-то читать, если и так всё понятно? Не к чему раскрывать весь смысл с самого начала.

А вот другой пример:

В одном удивительном мире необычные существа, отбиваясь от орд огромных кровожадных чудовищ подготавливались для особого ритуала, направленного на их спасение.

И больше ничего. Да, читатель не знает про грибы-мутанты, Чупокабр и про то, зачем призывают главного героя. Тем и интересней. Всё последующее можно раскрывать постепенно, через диалоги, через познание главного героя нового мира. Он ведь и сам толком ничего не знает, а потому это наиболее удобный вариант раскрывать мир перед читателем, знакомя его с разными особенностями.

Я конечно привела в пример самый простой вариант, слегка не относящийся к изначальному вопросу. Чужак в другом мире. Удобно и просто подать существующий мир автора, конечно при условии что автор сам понимает, как и когда подобное нужно делать и не топит читающего в своих мыслях, идеях и пока не нужных подробностях. Можно использовать намёки и недоговорки, или фразы персонажей, часть из которых станут ясны лишь после понимания определённых событий. Пояснения, особенно глобальные, должны появляться тогда, когда это обоснованно сюжетом.

С другой стороны если взять привычную реальность, то объяснять толком ничего не нужно. Например грабители банка грабят банк. Читатель знает, кто такие грабители и что такое банк. А главное он понимает, по каким причинам они это делают, что им за подобное светит и почему органы правопорядка пытаются им помешать. Вся ясно, понятно и не требует объяснений.

Как я понимаю, умение правильно расставить приоритеты по которым придуманный им мир будет раскрываться, отталкиваются исключительно из личных умений и качеств автора. У кого какой опыт, талант и умения. И единственные, кто подобное может оценить — так это читатели. Но и сам автор должен понимать, когда его заносит и что определённые текстовые ошибки или даже клише будут читаться в первую очередь посторонним человеком, который и поставит конечную оценку, тем самым определив, справился ли автор с задачами по его ознакомлению со всем написанным.

0

19

Заинтересовать читателя с первых же строк и давать определения всех новых вопросов - в процессе развития сюжета. Иными словами, раскрывать содержание темы, как это делают ученые: от известного к неизвестному. Так пишутся книги, которые читаются за одну ночь! Как писал Жюль Верн или Конан Дойл.

0

20

Author написал(а):

Заинтересовать читателя с первых же строк

всего лишь.. так просто?)

0

21

Жюль Верн, кстати, изрядный графоман, растекался в своих романах мысью по древу.

+1

22

Наиболее просто, если иметь практический опыт:

-проще всего рассказать о пережитом,
-написать от первого лица,
-сложнее - издать, но это уже совсем другая история,
-следовать системе К.С. Станиславского (для актера),
-наиболее сложно использовать это в своем опыте.

Туся написал(а):

всего лишь.. так просто?)

0

23

Не знаю лично, к сожалению!

Сибирь - брал! Казань - не брал!. Астрахань - не брал! Жюль Верна не пришлось...

Билли Кинг написал(а):

Жюль Верн, кстати, изрядный графоман, растекался в своих романах мысью по древу

0

24

Спросите в библиотеке, там дадут. Не на всегда, но в руках подержите.потом вернете.

0