Художественно-философский этюд.
Если музыка с песней не слишком груба,
Если вдруг докажу, даже с пеной у рта
Я умру и скажу, что не всё суета!
В. С. Высоцкий.
Конь шёл рысью, спускаясь с не большого уклона, на берег озера. Берег был песчаным и мягким. Ощутив свободу в удилах, мерин на ровной, податливой почве перешёл на галоп. Животного всё более увлекало движение: всё азартнее захватывал песок передними ногами и подтянув задние, со всё возрастающей силой отталкивался ими….
- Иней, который вы видите на проводах, рассыпавшийся по веткам берёз, там в лесу за дорогой, в таких причудливых формах, построен молекулами воды по тем же законам, что и планетарные системы, звёздные скопления, соединения галактик…
Я строил предложения, руководствуясь наставлениями моего учителя литературы, из далёкой школьной юности; где-то на краю сознания зудела мысль: «на уроке истории излагать материал физики?». Но цепь ассоциаций вывела мысль на законы материального мира и «зуд объистивания» заставлял придать законченность размышлениям.
- Так и в государстве всё: от камней в фундаменте зданий, сети дорог, воинских уставов… и до самого правителя – определяется материальными законами. Но, что изумляет, ни одна попытка оправдать действия государства, как целого, или понять его существование в такой-то промежуток времени, исходя из материалистических соображений не увенчалась успехом. Некоторые историки иногда, даже впадали в истерики – прибегали к совершенно безумным, безосновательным идеям, из-за этих неудач. Философы, изощерённые в диалектике, иногда продвигались дальше профессиональных историков, в этом объяснении, пытались всяческими ухищреньями, хитростями преодолеть материальную не обоснованность государства. Но сам ход исторического процесса, новые события отправляли в мусорную корзину их (философов) писания. Здесь можно подъитожить: внутри государство спаяно материальными законами, но его созидание не материально; государство во многом похоже на воздушный замок, с фундаментом…..
Звонок всегда слишком резкий, ударяющий, даже не в уши, а где-то в районе солнечного сплетения, как обычно прерывает всё: слишком «заумные» рассуждения, не понимание в глазах учеников, их затянувшееся желание выскочить за дверь от этой «мути»….
- На дом параграф 58, вопросы на странице 213, все записали; Игорь; а ты Челдушкин, открой дневник – да на следующем уроке тебя первого спрошу, всё все свободны.
….. – Но выражение: «государство – это мы( народ)», содержит большую долю истины – это Николай Иванович, учитель литературы в нашей школе. Умный мужик, большую часть его домашней библиотеки, составляют книги русских философов, которые я с удовольствием беру.
Мы с ним целую неделю «ходили» кругами около вопросов: государства, власти, народа…..
- Да, народ, строит страну, возвышает над собой государя, определяет правила управления, но идеи, на которых, всё основано, идут не от «земли». Генезис идей нельзя вывести из материи. Ницше очень удивлялся: как в языке могут родиться понятия. Процесс возникновения языка, в своём развитии не может сделать его(язык) орудием познания. В язык должно проникнуть, что-то не материальное: идеи, понятия….; проникнуть как бы с противоположной стороны, т. е. язык возникая поднимается над своими материальными источниками( в информативный слой), но языком, в полном смысле, как средство познания, а не только связи(передачи информации), его делает «идеальный» процесс, который «опускается» на него и одухотворяет материальные конструкции….
Такие длинные спитчи мы могли позволить себе, потому что у нас с Николаем Ивановичем совпали «окна» в расписании.
- Т. е., в процессе возникновения языка, параллельно возникает нация, нация создаёт государство, значит идеи, которые «одухотворяют» язык, тянут за собой более мощные структуры(мифы) создающие государство, значит весь ход, движение истории это продолжение «небесной» борьбы….
- Да! Шеллинг убедительно доказал: теогония, рождение богов, не земная история. Мифы, боги, законы внедряются в народ не из «земли», а спускаются с «небес», при этом они более реальны, чем суеверия, которые материального происхождения…
Всаднику обычно передаётся азарт лошади и ты испытываешь не передаваемое ощущение свободы движения. Окружающий мир изменяется. Восторг льётся прямо в «душу»….
2
Я пробьюсь сквозь воздушную ватную тьму,
Хоть условья паденья не те.
Но и падать свободно нельзя – потому,
Что мы падаем не в пустоте.
В. С. Высоцкий
Конь шёл рысью, в своё удовольствие. Всадник не торопил, не погонял. До дому – близко. Солнце закатывалось сзади, с лева … . Тело реагировало самостоятельно: спина сгорбилась, подбородок упёрся в грудину, ноги поджались к животу – кубарем покатилось. В конце полёта распласталось по земле. Озираясь всадник встал; конь, только, что сделавший кульбит через голову, также стоял и таращил глаза. Всё сложилось удачно – нога не застряла в стремени, переворачиваясь через голову конь запустил всадника из седла, как камень из пращи. Человек пошёл посмотреть; метрах в семи из земли, не сильно, торчал стальной прут … .
- Возвращаясь. … Идеи, которые одухотворяют язык … . Это как? Это что? Это процесс объективации по Бердяеву?
- Мн-да. Что и как? А как функционирует Мир? Мы упираемся взглядом в Идеи; знаем, что они есть; Идеи работают; Мир движется. Понимания нет.
- Философии тысячи лет. Всётаки, самая старая наука. Много раз объясняла мир. И по новому объясняла мир. Ещё не много и совсем разгадает движение Мира.
- …и вот это Немного – Революция, которая перевернёт Мир. Человеку будет казаться: он ногами опирается на небо, а Мир крутится над головой.
- Разъясни.
- Существенно: разъяснение развеет один Страх. Но надо помянуть три раза математику: во-первых, математика, в отличии от физики, имеет Начала(не вдаваясь в объяснения, отметим существенность этого отличия); во-вторых логическая связность математики позволяет создавать «вертикальную» устойчивость рассуждений(потом ясно станет о чём это); а эта «вертикальная устойчивость», как раз в-третьих поможет преодолеть «неограниченность физики ни Началами ни Окончанием».
- А Страх?
- От него и оттолкнёмся: за два века свободы человек получил страх безосновности: «Что будет? Что принесёт грядущее? Я этого не знаю и ни о чём не догадываюсь. Когда паук, потеряв точку опоры, срывается в неизвестность последствий, он неизменно видит перед собой пустое пространство, где нет за что зацепиться, сколько ни барахтайся. Вот так и со мною: впереди неизменно пустое пространство, а то , что гонит меня вперёд, есть последствие, оставленное позади. Эта жизнь лишена смысла и ужасна, невыносима». Кьеркегор. То есть освободившись от Бога, человек осознал бездну «за спиной».
Мы, на кухне Николая Ивановича, ели уху, которую он сварил из сушёного карася. Николай не женат и устроившись в нашу школу получил служебную квартиру. Эта уха своей несуразностью(из сушёной рыбы!), чем то походила на наши «толкования».
- Ну и ещё в этот сумбурный «замес»: Мир, он слоистый – материальный слой; биологический слой; социальный слой; сознательный слой. И ещё выше слой, который по Шелингу, интеллигибельный. То что мы называем временем, связано(порождается) с движениями вдоль слоёв. Но есть движения сквозь слои(вертикальные движения) и они так же порождают время, отличное от горизонтального времени,но также «ведущее»нас. Здесь надо отметить – почему мы запутались с возникновением Мира; в Большом Взрыве. …
У коня есть интересное «свойство»: если ты ночью возвращаешься на лошади домой, по лесам и полям, начинаешь блудить – отпусти поводья, конь привезёт тебя домой.