Форум начинающих писателей

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Форум начинающих писателей » Малая проза » Первый день без Варвары


Первый день без Варвары

Сообщений 1 страница 25 из 25

1

- Сейчас-сейчас, Варварушка, ещё пять минуточек, и я встану!
Человек под одеялом сладко потянулся ногами, повернулся на другой бок, зарываясь в приятную подушку, и вдруг вспомнил, что никакой Варвары у него теперь нет.
Он застонал и открыл глаза. За полуоткрытой утренней шторой облетал ржавый дуб. Его серые глаза под изумлённо заломленными бровями разглядывали дубок, как будто резные листья, трепещущие и отрывающиеся, могли бы доверить ему тайну жизни и смерти. Облака быстро неслись над маленьким двором, чей глухой квадрат составлен был из четырёхэтажных стен, покрашенных жёлтой краской, которая при империи наверняка должна была производить впечатление золота. Солнце проходило с другой стороны дома, как некий стыдливый кинооператор, не желающий  являть себя зрителям своей роскошной картины.
Человек вылез из-под одеяла и медленно покрыл свою наготу, стал готовить завтрак одному себе, с трудом осознавая благодарность за него, ведь когда пёстрая кошка завтракала, это было естественно представлять как дар свыше для неё. Теперь кошка умерла, и сравнения исчезли.
«Не говори на кошку «умерла». Говори «подохла», вспомнил он слова бабушки в детстве.
- Начто ты назвал кошку Варварой? - говорила бабушка с улыбкой, не желая показаться резкой, - У нас есть Варвара-мученица. Как называть животных человеческим именем!
Вокруг сидели родственники, и он тоже не мог спорить. Крестила его бабушка, а воспитали его уж свовсем взрослым протестанты.
- Бабушка, а меня-то назвали вы Дмитрием.
- Так и что ж?
- Так в честь Деметры же, богини.
- Мы тебя назвали в честь православного святого Дмитрия Донского.
- Ну... я, может, тоже не в честь святой мученицы назвал...
Ешё котёнком кошка выказывала невероятное любопытство, и человек дразнил её счастливо: «Любопытной Варваре на базаре нос оторвали!» А кошка всё равно сновала у его ног и всюду тёрлась носом, всюду, опережая, торопилась сунуть свой нос. Квартира, в которую его тогда поместила судьба, отнеслась к нему враждебно, он был в страхе и трепете от очередной стервы, ангела сатаны, и когда подруга по поэтическому сообществу рассказала про свою окотившуюся кошку, для него вдруг забрезжил какой-то светлый луч. Он пришёл к ней домой, долго выбирал среди котят, совершенно не представляя, по каким признакам, несколько раз его приглашали пить чай, и после очередной чашки он, утомлённый, взял первого попавшегося котёнка и отвёз его домой в кармане куртки. Котёнок доверчиво заснул в кармане, и человек ревниво оберегал его в сутолоке метро.
Когда человек показал котёнку свою комнату и сел за стол писать, думая, что на этом общение кончилось, котёнок потребовал забрать себя тоже. Человек наклонился, осторожно взял пёструю хрупкую жизнь. Котёнок начал ползать по бокам жилета, вскарабкался на плечи ему, и вдруг человек ощутил щекочущее прикосновение любопытного носа к своей шее, которая мгновенно пошла мурашками. «Это, наверное, счастье», подумал человек. Котёнок ловко и цепко спустился, забрался ему за пазуху и заснул. Человек удивлялся крепкому сну кошки весь этот вечер, что он печатал строки, вставал изредка и медленно проходил к книжной полке, придерживая застёгнутые пуговицы на жилете, осторожно садился вновь печатать, а за полночь бережно расстегнулся и достал соню, вспоминая, как его самого в детстве, сонного, тихо раздевали и укладывали спать родители.
Его жизнь посветлела. От невзгод и испытаний он спешил теперь в комнату, которую делил с кошкой. Постепенно он привык разговаривать с ней, чего ранее никогда бы себе не позволил. Кошка слушала, хулиганила. Он злился, почему она его царапает, гонялся за ней с тапком в руке, а она лихо ускользала, а забившись в угол, готовилась отчаянно защищать своё жизненное пространство, и до него остро доходило, что это пространство было и его тоже, было единым, и он, смешавшись, устыдившись, обращался. Он наблюдал её бытие; стал понимать её церемонность. Стал даже подражать ей, перенимать её манеры и её поведение в незнакомых ситуациях.
Потом судьба ему улыбнулась, он стал ездить в разные города, разбогател. Уже не так беззаветно относился к кошке, хотя таскал её в клетке с собой по всей стране. Потом вновь наступила скудость и новая угрожающая квартира с новой стервой взяла его в плен. И тогда человек опять сдружился с кошкой, стал играть с нею часто и придумывать для неё заманчивые игрушки.
Потом она заболела первый раз, потом второй. Он занял деньги, каждый месяц выплачивал долг. Из клиники кошка вернулась слабой и словно чужой. Она словно берегла теперь силы, во время игры внезапно устранялась. Человеку и хотелось полюбоваться на её красивые прыжки, и жалко было её утомлять в её семнадцать лет. Потом кошка стала безразличной, и человек напрасно ждал и подстерегал в ней всё то, что так в ней любил. Она только ела, с каждым днём всё меньше. Он кормил её с ложечки и утирал ей слюнку. Она бродила по комнате высунув язык, как собака. Шерсть её потускнела, у неё появился запах, и человек переживал за неё, что теперь её жертвы почуют её издали и сбегут от неё.
Когда она не смогла есть корм, а вместо «мяу» опухоль позволяла ей выговаривать лишь одну ноту, человек купил ей молоко. Она долго пыталась лакать, подняла чумазую мордочку, её нос был белый от молока. Человек не успел отскочить, как кошка ловко встряхнулась, и перламутровые брызги разлетелись во все стороны.
- Варварка! - восклицал человек, утираясь, - Ну ты и даёшь!
Он хохотал, хотя и чувствовал себя неловко, ведь кошка умирала. Но он обрадовался, что хотя бы на миг кошка сумела вновь рассмешить его, раскрыть душу, и вновь возникло между ними единение.
Врачи предлагали ему усыпить кошку, а он не хотел, хотя и прислушивался к ней, пытаясь оценить её страдания. Через полгода кошка уже не смогла пить и молоко, сильно исхудала, шаталась. Она лежала, бессильно вытянув хвост, с открытым ртом. Тогда человек понял, что пора, отсчитал постыдные серебренники и последний раз внёс кошку в клетку.
В приёмной оказалась стерва, но человек был рад, что, не сдержавшись и устроив ей скандал, тем самым он скрыл своё истинное печальное состояние. Всё-таки он очень устал ухаживать и безразлично ждал, когда освободится. Кошка лежала на столе, приподнимая голову, как рыба, которую бабушка готовила на завтрак. Потом ей выбрили ногу, воткнули иглу. Когда врач нажала на шприц, кошка мгновенно уснула. Человек корил себя, что остался, что присутствует при этом. Впрочем, врач выпроводила его, поскольку второй укол должен был остановить сердце, и смотреть на это было нельзя.
«Что ж, ушла в свой кошачий рай», подумал он устало, вернулся домой и бесчувственно свалился спать.
Но на следующий день чувства вернулись. «Ну что ж, вот дуб», размышлял человек за столом, отодвинув выпитую кружку чая, «вот он обнажается и умирает, а весною ещё поглядим, какие почки он развернёт, какие яркие зелёные жизненные листья он нам покажет. Засверкает в солнечных лучах. А не хочешь лиственные, тогда вот хвойные зимой и летом одним цветом вечной жизни. Я ж верующий. Всюду жизнь. Куда она отправилась, не в печку же? Как только её убили, она сразу встрепенулась, вскочила и оглянулась с неба, жива-здоровёхонька. Мой верный пёстрый друг. Такая уж жизнь.»
И он вспоминал всех, кто уже отправился туда, и они представлялись ему радостными и свободными, и потому было не страшно. Бабушка с дедушкой вспоминались ему на пороге их дома, но будто не земного, а небесного. Они улыбались и были живы.

+1

2

Хорошая, гармоничная работа. Умело расставлены ориентиры-крючки для читателя. Мне понравилось, спасибо.

0

3

Да, проходили это. И с котами, и с собаками. И с людьми. Особенно накатывает когда бессонница. Все приходят... Что касается самого текста, на мой вкус стиль слегка тяжеловесный. Слишком густое тесто) Есть и странные фразы вроде "потянулся ногами". "Изумленно изогнуты брови" при взгляде на дуб... Изумление довольно сильная эмоция которой требуется причина более уважительная, чем дуб за окном. Такие предложения как "Человек удивлялся крепкому сну кошки весь этот вечер, что он печатал строки, вставал изредка и медленно проходил к книжной полке, придерживая застёгнутые пуговицы на жилете, осторожно садился вновь печатать, а за полночь бережно расстегнулся и достал соню, вспоминая, как его самого в детстве, сонного, тихо раздевали и укладывали спать родители" я бы разбил минимум на три-четыре. Что безусловно хорошо в миниатюре - это тонкое и глубокое понимание автором человеческой души со всеми ее светлыми и темными оттенками.

+1

4

Lamm написал(а):

Есть и странные фразы вроде "потянулся ногами".

Мерси, вот это я не заметила. Стала сейчас рыскать в литературе, нашла только вот что у Гоголя:

Чичиков проснулся, потянул руки и ноги и почувствовал, что выспался хорошо.

То есть либо герой "потянулся", либо "потянул ноги". Да, с русским языком не поспоришь, надо подумать, что тут можно сделать.
А то буду позориться, как Пелевин: "у него из вены фонтаном хлынула алая кровь". )
А тяжеловесный стиль - это моё фирменное. Я перфекционист. )
Удивление это я к воскресению хотела пришить. То есть это, стало быть, не видно, когда читаешь?
Ваше мнение для меня важно, потому что рассказчик Вы отменный и все эти вещи чувствуете лучше меня, видимо.
А вот Ваш стиль я хвалила-хвалила, а Вы мой - нет. Я имею в виду, что это длинное предложение должно выразить собою долгий сон котёнка. То и то произошло, и ещё это и вот это, а кошка всё спит. Как бы: не будите возлюбленную доколе ей угодно. Стиль такой.
И вообще странно: я совсем другими абзацами была недовольна в рассказе. Думала, что не понравится место про завтрак, где получение пищи кошкой от человека сравнивается с получением пищи человеком от Бога. Это какая-то теологическая у меня доктрина задумывалась, а выразить я её не сумела толком. Я в нескольких рассказах тренировалась выражать такого рода пропорцию, а это моя первая попытка, и я за неё волнуюсь. А никто ничего не говорит о ней.

0

5

sandro написал(а):

Хорошая, гармоничная работа. Умело расставлены ориентиры-крючки для читателя. Мне понравилось, спасибо.

Любое мнение обычно на вес золота, так что и Вам спасибо.
Гармонию Вы имеете в виду как общее впечатление от текста? А то я переживала за постоянные переходы от прошлого к настоящему в повествовании. То котёнок, то кошка, то все живы, то все умерли.

Отредактировано Маша-растеряша (18.12.2023 16:51:01)

0

6

Про ржавый дуб я вспомнил сочинение дочки "Осень", кажется классе в третьем: "Стоит дуб-великан, вянет". ))) Мне очень понравилось, долго смеялся, а училка двойку поставила. Это я к тому, что о стилях не спорят. Я даже больше скажу: НИКТО из читателей НИКОГДА не будет так тщательно вдумываться в замыслы автора, как сам автор. Во всяком случае, первый смысл должен быть очевиден. Любители могут поразмыслить над вторыми и третьими смыслами, но это единичные случаи. Таких читателей кот наплакал. Ошибки, запятые лишние найти - это запросто, а вот все остальное... Поэтому, что? Поэтому нельзя слишком серьезно воспринимать никакие отзывы и замечания читателей. Особенно, касающиеся стиля и смыслов. Оставайтесь собой. Паустовскому должно быть до лампочки, что некто Ламм его терпеть не может)))

0

7

Маша-растеряша написал(а):

как некий стыдливый кинооператор, не желающий  являть себя зрителям своей роскошной картины.

Зрители в картине никогда не видят кинооператора, не по причине их стыдливости. Или я не поняла сравнение.

Маша-растеряша написал(а):

Человек вылез из-под одеяла и медленно покрыл свою наготу,

Бытовое описание и пафос плохо совмещаются, вот здесь критика к моей зарисовке по тому же поводу и я с критикой согласна Васино

Маша-растеряша написал(а):

Крестила его бабушка, а воспитали его уж свовсем взрослым протестанты.

Не понятно, взрослого человека зачем-то воспитывали протестанты?

Маша-растеряша написал(а):

Квартира, в которую его тогда поместила судьба, отнеслась к нему враждебно, он был в страхе и трепете от очередной стервы, ангела сатаны,

Квартира к ГГ  враждебно отнеслась, то есть была мистическая история? И очередная стерва упомянута вскользь, без подробностей. Или это нарочно, показать, что стервы слов не стоят, а о кошке  сколько угодно.

Маша-растеряша написал(а):

потребовал забрать себя тоже.

«Тоже» как кого?

Маша-растеряша написал(а):

забрезжил какой-то светлый луч

Какой-то - лишнее, он светлый.

Маша-растеряша написал(а):

и он, смешавшись, устыдившись, обращался

«Обращался» не могу расшифровать.

Маша-растеряша написал(а):

Потом она заболела первый раз, потом второй. Он занял деньги, каждый месяц выплачивал долг. Из клиники кошка вернулась слабой и словно чужой.

То, что занял на лечение лучше добавить.

Маша-растеряша написал(а):

и последний раз внёс кошку в клетку.

«Внес» представляется как зашел,  может, лучше «положил».

Маша-растеряша написал(а):

В приёмной оказалась стерва, но человек был рад, что, не сдержавшись и устроив ей скандал, тем самым он скрыл своё истинное печальное состояние. Всё-таки он очень устал ухаживать и безразлично ждал, когда освободится.

Третья стерва. ГГ убежденный женоненавистник). Тут нелогично: скрыл истинное печальное состояние и  безразлично ждал.

+1

8

У Васи очень дельные замечания

0

9

В рассказе, на мой взгляд, излишние подробности, они мешают увидеть суть. Я прочитала про человека, верующего (православный или протестант?), ненавидящего женщин почему-то, единственное  ему близкое существо кошка. Маша-растеряша, а вы как видите эту историю? Мой первый рассказ на этом форуме и в жизни тоже был про собаку, про её уход и переживания человека. Ох, и досталось мне :D Даже за саму тему). Вы близко к сердцу не принимайте только критику, потом привыкнете)

0

10

Lamm написал(а):

Любители могут поразмыслить над вторыми и третьими смыслами, но это единичные случаи. Таких читателей кот наплакал.

Такой редкий вдумчивый читатель сама Маша-растеряша.
Маша-растеряша, я после ваших комментариев к рассказам других авторов понимаю насколько я поверхностно воспринимаю тексты.

0

11

Маша-растеряша, гармоничная - сбалансированная. Переходы удались. Тема спекулятивная, но вы не пережали. Дали столько, сколько нужно для сопереживания герою. Не топтались на месте. И что важно для меня, как читателя, история рассказана ГГ а не автором.
Приходилось перечитывать некоторые предложения, кое-где глаз цеплялся, но с этим вы и без меня справитесь, кмк)

0

12

Вася, насчет стервозных квартир, думаю, это отношение самого героя к подобного рода жилью. Человек явно несчастный, несостоявшийся, по его мнению…

0

13

Lamm написал(а):

Паустовскому должно быть до лампочки, что некто Ламм его терпеть не может)))

У Пелевина довольно часто в его текстах прослеживается неприязнь к Бунину. Вы, по крайней мере, в своих рассказах не поминаете Паустовского. )
Насчёт удобочитаемости первого смысла я согласна. Я это тоже поняла в определённый момент и теперь сознательно упрощаю свою письменную речь.
Но при этом остаются, конечно, и прочие смыслы. Как же без них?
И в этом-то и проблема: как передать свои идеи наиболее точно, чтобы не наделать стилистических ошибок. Потому что при идеальной стилистике идеи остаются нераскрытыми. Вянут. )

Отредактировано Маша-растеряша (18.12.2023 20:23:19)

0

14

Маша-растеряша написал(а):

Потому что при идеальной стилистике идеи остаются нераскрытыми. Вянут. )

Очень точно. Вечная проблема пройти по этому канату и не свалиться

0

15

Вася написал(а):

Бытовое описание и пафос плохо совмещаются, вот здесь критика к моей зарисовке по тому же поводу и я с критикой согласна

Васино

Я Вам там кое-что написала тоже, мне кажется, в тему.
В моём рассказе затрагивается тема воскресения. Извращённо несколько - через кошку. Но всё равно есть библейские цитаты, скрытые и открытые. Например, про наготу.
"Обращаться" - это церковнославянский, вроде, глагол. Означает "оборачиваться", но и "изменяться, становиться другим". Воспитание в христианской общине тоже имеется в виду библейское.
Я принципиально описывала мужчину, хотя называю его "человек". Ну как его описать? У него все вокруг стервы. ) Бедный он такой разнесчастный.
Мы, читатели, должны насторожиться, с чего это у него в жизни именно так. Не такой уж он белый и пушистый. И его серебренники - тому свидетельство. Тем не менее, кошка его прощает и всё будет хорошо.
Над остальными Вашими замечаниями мне надо подумать. Видимо, сложно я сформулировала. Надо опроститься, как выражается Толстой. )

0

16

sandro написал(а):

Дали столько, сколько нужно для сопереживания герою.

Да, мы бы должны кошке сопереживать, а мы героя жалеем. )
А Вы по тексту можете прямо взглядом пройтись? Не должен глаз цепляться нигде, да?
Это, наверное, соответствует тому, как рассказчик рассказывает свой рассказ: если ровно и спокойно, то и слушатели лучше воспринимают.
А у меня это будто я запинаюсь при рассказе.

Человек под одеялом... э-э-э... сладко потянул ноги, повернулся, гм, на другой бок, и это-самое... зарываясь в эту, как её, приятную подушку... )

Отредактировано Маша-растеряша (18.12.2023 20:57:03)

0

17

Да, вернее - для сопереживания героям.

Хожу-вожу глазом по тексту и цепляюсь, иногда). Могу по сто раз переделывать предложение. Вот не звучит текст в каком-то месте, и хоть ты тресни.

0

18

сладко потянулся ногами
коряво звучит, лучше убрать слово ногами.

сладко потянулся ногами, повернулся на другой бок, зарываясь
сладко потянулся, зарываясь

утренней шторой
это название торговой марки штор?

Он застонал и открыл глаза. За полуоткрытой утренней шторой облетал ржавый дуб. Его серые глаза под изумлённо заломленными бровями разглядывали дубок, как будто резные листья, трепещущие и отрывающиеся, могли бы доверить ему тайну жизни и смерти.

Он застонал и открыл глаза, увидел за полуоткрытой шторой облетал ржавый дуб, изумлённо разглядывал резные листья, трепещущие и отрывающиеся, как будто они могли бы доверить ему тайну жизни и смерти.

, чей глухой
вот эти конструкции - они только сбивают.

Облака быстро неслись над маленьким двором, чей глухой квадрат составлен был из четырёхэтажных стен
Облака быстро неслись над маленьким двором из четырёхэтажных стен

стал готовить завтрак
приготовил завтрак

первого попавшегося котёнка
есть старое слово - кутёнка

Когда она не смогла есть корм, а вместо «мяу» опухоль позволяла ей выговаривать лишь одну ноту, человек купил ей молоко.
сказано так словно или купил в первый раз в жизни кошке молоко, или молоко было с ядом.

Но он обрадовался, что хотя бы на миг кошка сумела вновь рассмешить его,
ааа это вроде эгоизм?

Они улыбались и были живы.
может, добавить слово:
Они улыбались и были вечно живы.

0

19

Ascard200 написал(а):

сладко потянулся ногами

коряво звучит, лучше убрать слово ногами.

Мерси за Ваш новогодний труд. )
Вы не первый, кто обратил на этот оборот моё внимание, и я поначалу запаниковала, полезла справляться у классиков, чем они обычно тянутся при пробуждении.
Но затем, перечитав свой рассказ, я поняла, почему тут у героя стоит такое страное выражение "потянулся ногами".
Стилистика рассказа предполагает уподобление человека кошке, а кошки - человеку.
Кошке приписываются человеческие качества, а человеку - кошачьи. Вот почему.
Надо было показать, что главный герой ведёт себя, как кошка. Тянется ногами.
Остальные замечания также отсылаю к стилистике рассказа.

0

20

Маша-растеряша написал(а):

Стилистика рассказа предполагает уподобление человека кошке, а кошки - человеку.

С наступившим! Цель выражения "потянулся ногами" понятна, однако даже если бы оно относилось к кошке, тоже было бы не слишком удачным. Хотя бы потому, что у кошки лапы. Для ваших стилистических целей "ноги" не срабатывают, этого мостика "человек-кошка" не чувствуется. Фиг знает, может сделать сравнение более простым и откровенным? Что-то типа "потянулся как сытый кот" и т.п. Проблема в том, что вы видите текст "изнутри", имея в голове определенную картину и образы. Читатель же может изначально иметь совсем другие образы или не иметь их вовсе. Лучше тыкнуть носом сразу и конкретно, задать правильное направление)))

+1

21

Lamm написал(а):

у кошки лапы

оспорю. Можно сказать что у кошки лапы, или ноги - но точно у кошки нет рук.

0

22

Ascard200 написал(а):

Можно сказать что у кошки лапы, или ноги

Конечно, можно, я же не граммар-зануда))) Я говорил о том, что это выражение не работает на цель автора - сделать мостик в голове читателя "человек-кошка"

Отредактировано Lamm (01.01.2024 16:01:57)

0

23

Lamm, ой, да все мы допускаем ошибки, важно -как помочь автору переделать правильно.

0

24

Ascard200 написал(а):

все мы допускаем ошибки

Самая большая ошибка (и моя в том числе) - вера в то, что читатель видит мир так же, как автор и поэтому должен понимать его с полуслова и полунамека. Даже осознав эту свою ошибку, я не перестаю удивляться, как же по-разному люди понимают и воспринимают мои тексты.

+2

25

Lamm написал(а):

Самая большая ошибка (и моя в том числе) - вера в то, что читатель видит мир так же, как автор и поэтому должен понимать его с полуслова и полунамека.

Нет, ну конечно, когда мы пишем текст, мы вступаем в отношения с читателем.
Лучше всего, мне кажется, подходит тут сравнение с проповедью.
Проповедник ведь не выбирает нарочно слушателей по душевному родству или там по общности взглядов. Слушатели просто есть, и с ними надо вступить в отношения. )
В этом смысле мне всегда интересно следить, какие намёки использует тот или иной автор.
На что он намекает?
Ведь намёк как приём означает, что автор отгадывает бытие его читателя. Автор предполагает, что читателю знакомо то-то и то-то, известно это и это, и он намекает на эти знания читателя. Автор как бы говорит читателю: я знаю твоё бытие, ты живёшь вот такими и такими понятиями, и сейчас я тебе открою нечто важное среди этих понятий.
Некое небесное царство.

Отредактировано Маша-растеряша (01.01.2024 20:07:35)

0


Вы здесь » Форум начинающих писателей » Малая проза » Первый день без Варвары